0
1142
Газета Политика Интернет-версия

24.12.2003 00:00:00

Нужна политика федерального, а не унитарного государства

Валерий Горегляд

Об авторе: Валерий Павлович Горегляд - первый заместитель председателя Совета Федерации.

Тэги: федерадизм, реформирование, регионы, объединение


Пожалуй, самой нестандартной темой голосования 7 декабря был референдум по вопросу объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. Это событие произошло накануне 10-летнего юбилея российского федерализма. Очевидно, что границы между регионами - это историческое явление. После петровской реформы начала XVIII века в России неоднократно менялись количество, названия и географические очертания территориальных единиц.

Различие в темпах социально-экономического развития территорий, миграционные потоки, развитие или упадок предприятий или целых отраслей периодически заставляют задумываться об оптимизации административно-территориального и федеративного устройства России. При этом принципиально важно, чтобы укрупнение создавало предпосылки для вывода нового субъекта Федерации на уровень экономической самодостаточности.

Наш федерализм обладает рядом характерных черт. Во-первых, это его молодость. Начиная по крайней мере со времен Ивана Грозного Россия строилась как унитарное государство. Советский федерализм был номинальным. Тоталитарность всей государственно-политической системы СССР редуцировала федерализм к аспектам "учета местной и национальной специфики" при реализации решений, принимаемых и осуществляемых единым центром.

По сути, только в начале 1990-х годов региональные центры стали подлинными инициаторами множества экономических, политических и прочих решений.

Молодость российского федерализма объясняет многие сложности в современной системе федеральных отношений. Это и вопрос разграничения полномочий и предметов ведения между уровнями власти, и выстраивание оптимальной схемы межбюджетных отношений, и многое другое.

Вторая особенность нашей Федерации заключается в том, что она возникла из децентрализованной империи, в основу территориального деления которой были заложены два различных принципа: этнокультурный и собственно территориальный. Во многом с этим связано то, что сегодня мы имеем в составе Федерации субъекты, где показатели валового регионального продукта из расчета на душу населения отличаются в десятки раз. В процессе объединения в Перми, кстати, как раз демонстрируется экономический принцип административно-территориального деления. Это не значит, что надо отказаться от национальных регионов. Но мы видим, что уровень развития культуры межнациональных отношений в некоторых регионах выше, чем 10 лет назад. И это позволяет и жителям, и региональным элитам более взвешенно подходить к вопросам федеративных отношений.

Третья особенность федеративных отношений в России связана с тем, что их модель формировалась в переходный период. Кто-то даже называет процессы начала 1990-х годов бессистемной федерализацией. И сегодня мы наблюдаем, как некоторые положения сформировавшейся тогда модели стремительно устаревают по мере преодоления условий переходного периода.

Действующая модель федеративных отношений нуждается в реформировании. Условия переходного этапа себя в основном исчерпали. Теперь нужны правовые и экономические институты, которые определяли бы развитие страны на долговременную перспективу.

Но идея совершенствования федеративных отношений не должна сводиться к очередному раунду перераспределения управленческих полномочий и доходных источников бюджетов разного уровня. Ведь при всех позитивных изменениях последних лет здесь все еще продолжают господствовать тенденции как иждивенчества, так и дестимулирования интересов регионов по наращиванию собственного производственного и налогового потенциала.

Стратегия реформирования федеративных отношений состоит в создании такого механизма, который даст возможность выровнять уровни социально-экономического развития регионов России. Реализовать эту цель предстоит в условиях, когда невозможно осуществить единообразную федеральную региональную экономическую политику для качественно разнородных субъектов Федерации.

Нам нужно сконцентрироваться на построении развитой модели отечественного федерализма. В которой развитие федеративных отношений и система мер в области стимулирования долговременного социально-экономического развития страны не противоречат друг другу.

А это предполагает решение двух взаимосвязанных задач.

Во-первых, необходимо, чтобы законодательство в сфере развития федеративных отношений не отрывалось от социально-экономических реалий. Один пример: предпринимается попытка закрепить полную централизацию государственной собственности на природные ресурсы, что не только не отвечает формальному балансу экономических интересов Федерации и ее субъектов в данной сфере, но и противоречит принципам эффективного управления природо- и недропользованием.

Вторая задача состоит в необходимости переориентировать меры по реформированию экономики на формирование основ региональной политики федеративного, а не унитарного государства.

Классическим примером противоположного подхода является жесткая унитаризация реформы "естественных монополий" (от энергетики до ЖКХ). В итоге реформы, осуществляемые без участия субъектов Федерации, без их достаточного влияния и ответственности, наносят регионам экономический ущерб, в том числе вследствие нарастания бюджетных проблем.

И еще. Известно, что региональная политика федеративного государства строится на заинтересованности регионов в максимальной мобилизации и эффективном использовании ресурсов саморазвития. Этот важнейший принцип подавляется действующей моделью фискального федерализма и межбюджетных отношений. А предполагаемые поправки к Бюджетному кодексу лишь закрепляют формально-финансовый подход к пониманию межбюджетных отношений. В итоге не задействуется наиболее существенный рычаг политики регионального развития, экономический механизм федеративных отношений не используется как инструмент согласования усилий Центра и регионов в обеспечении условий социально-экономического подъема.

Но ведь ясно, что только при "комбинированном" развитии федеративных отношений и реформирования экономики наш федерализм будет экономически, а следовательно, и политически перспективным.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
769
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
956
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
875
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
873

Другие новости