Отразятся ли итоги выборов в Госдуму РФ на будущем внешнеполитическом курсе Кремля? В западных странах - при парламентской системе - ответ был бы положительным. Но в России правит один президент, который может самостоятельно определять внешнюю политику страны.
Пока Владимир Путин не собирается корректировать свою внешнюю политику, которая нацелена на полноценную интеграцию в мировую экономическую систему. Он также не возвращается к сделанному в ежегодном послании заявлению, что будущее правительство, может быть, сформируют из парламентского большинства. В Кремле явно не ожидали столь яркой победы государственников. Еще несколько месяцев назад лидер "Яблока" Григорий Явлинский мог мечтать о посте министра иностранных дел в случае, если бы Путин решил ускорить процесс сближения с Западом. Но по сегодняшней логике вещей пост главы МИДа, если решат заменить Игоря Иванова не на профессионального дипломата, а на политика, теперь может достаться Дмитрию Рогозину.
Кремль с самого начала попытается обуздать новую Думу. Весь вопрос, естественно, в управлении законодателями. Во время ельцинского президентства коммунисты и жириновцы не раз пытались поставить на голосование вопрос о воссоздании СССР. Кремль на это никак не реагировал, Запад вздрагивал, но быстро успокаивался. Последняя Дума представлялась безвластной по сравнению с президентом, полностью поддерживая во внешней политике президента. Она с легкостью ратифицировала договоры по разоружению и не противилась ни второму расширению НАТО, ни войне в Ираке, ни вхождению самой России в антитеррористический альянс. С другой стороны, этой Думе нравилось, как путинская дипломатия шаг за шагом возвращала России утраченные позиции на мировой арене.
Но в прежней Думе на самом деле мало кто интересовался внешними проблемами России, кроме "яблочников" и - по прямому поручению президента - Рогозина. Последний считает себя одним из главных победителей выборов и настоятельно призывает президента отдать внешнюю политику и вопросы национальной безопасности в его ведение. Рогозин в первую очередь желает заняться делами Евросоюза и СНГ.
Будущий год обещает быть весьма нелегким для российской дипломатии. Очень непросто складываются отношения с Европейским союзом. В мае в ЕС вступят 10 новых членов, у которых, за исключением Кипра и Мальты, сильная неприязнь к России. Так что в политике ЕС по отношению к России может появиться дополнительный антироссийский элемент. Если Москве не удастся - при содействии, скажем, Германии - положительно решить вопрос о смягчении визового режима в страны ЕС и для россиян пути в Европу закроются, вопрос о целесообразности "стратегического" партнерства с Евросоюзом прямо встанет перед российским президентом. И тогда в отношениях ЕС-Россия появится новая - кроме чеченской - трещина.
С США отношения пока складываются как будто лучше. Это касается продолжения совместных действий по усилению режима нераспространения оружия массового уничтожения, а также сотрудничества в антитеррористической коалиции. Но в любой момент могут возникнуть трения в отдельных точках постсоветского пространства, в первую очередь в Грузии. Активное соперничество между США и Россией в президентской избирательной кампании в этой стране может привести к резкому столкновению интересов двух держав на Кавказе. США требуют от России вывода войск с Кавказа, но одновременно они создают собственную военную базу в Азербайджане.
Здесь просматривается попытка создать плацдарм для дальнейшего продвижения НАТО - уже в Евразию. Третья волна расширения НАТО может стать внешнеполитическим козырем в президентской гонке в США в 2004 году. Если Джордж Буш, борясь у себя в Америке не только за голоса армянской, грузинской, но и украинской диаспоры, начнет громко задумываться о перспективах Украины по вступлению в НАТО, то президентские выборы на Украине в октябре 2004 года могут привести к дальнейшему столкновению российских и американских интересов на постсоветском пространстве. Кремль, который у себя в стране демонтирует "олигархическую систему", на Украине - из-за отсутствия альтернативы - вынужден будет как раз поддерживать местных олигархов, чтобы к власти не пришел Виктор Ющенко, который бы повернул Украину резко на Запад.
Еще две точки конфликта на постсоветском пространстве - Молдова и Беларусь. Эти две страны в докладах западных центров принято теперь считать - наряду с Украиной - в геополитическом плане "ближним зарубежьем" Европы. Но ведь они считаются и "ближним зарубежьем" России. Несмотря на то что в Минске и Кишиневе у власти авторитарные или коммунистические силы, все равно они тяготеют к Западу. Россия и Запад, к сожалению, упустили шанс договориться на взаимной основе урегулировать конфликт в Приднестровье.
Что касается Центральной Азии, то там США вопреки российским ожиданиям укрепляют, а не свертывают свое военное присутствие. Базы нужны для продолжения войны с исламскими террористами в Афганистане и Ираке. А если они - опасаются в России - будут использованы в иных геостратегических целях?
На самом деле всех этих конфликтов взаимными усилиями можно будет и избежать. У Запада осталось еще достаточно времени подумать, как наполнить стратегическое партнерство с Россией настоящим содержанием. Да и России соперничество на постсоветском пространстве ни к чему, если она сама стремится стать частью демократического европейского сообщества. Партнерство нужно обеим сторонам. России - для успешной реализации курса модернизации, Западу - для создания прочного демократического мирового порядка вместе с Россией.
И все-таки сегодня очевидно: "романтичной фазы" в российско-западных отношениях, которая коротко просуществовала на заре ельцинской эпохи и которая чуть не возродилась сразу после 11 сентября 2001 года, больше не повторится. Россия и Запад попытаются выстроить свои отношения на чистом прагматизме. Одним из главных достижений на этом пути должен стать прием России во Всемирную торговую организацию во время второго президентского срока Путина.
С другой стороны, маятник может качнуться в обратную сторону. В Думе могут почувствовать, что настало время опять громко заявить о национальных интересах России. Путину трудно будет не учитывать новый расклад сил в Думе. Вновь наступит час государственников, которые все громче будут спрашивать его: а что, собственно, Россия получила в обмен на свою уступчивость и сговорчивость после событий 11 сентября?