Реальная возможность привлечения к суду бывшего иракского диктатора кардинально меняет ситуацию вокруг Ирака. Все больше стран заявляют о готовности предъявить судебные иски Саддаму Хусейну. (Это и Иран, и Кувейт, и Италия...) Однако США обещают "правосудие" над ним посредством передачи его дела трибуналу, в который войдут пять иракских судей, выбранных 25 "наиболее влиятельными иракцами", которые, в свою очередь, назначены американцами. С большой вероятностью такое "правосудие" превратится в фарс с непредсказуемыми последствиями. Радикальная исламская группировка ХАМАС уже расценила это как "вызов всем арабам и мусульманам", как ошибку, которая обойдется американцам "слишком дорого".
Процесс над Хусейном должен проходить в Международном уголовном суде (МУС), одной из задач которого как раз и является осуществление юрисдикции в тех случаях, когда национальный суд оказывается к этому не способен, например, по причине разрушения государственной и судебной системы.
Созданию МУС, который начал действовать 1 июля 2002 года, предшествовала длительная и сложная работа. Еще в 1948 году, после Нюрнбергского и Токийского процессов, Генассамблея ООН признала необходимость учреждения такого суда. Но лишь в июле 1998 года в Риме 120 государств - членов ООН заключили соответствующий договор (Россия присоединилась к нему в 2000 году). Генсек ООН Кофи Аннан назвал это событие воплощением давней мечты и выразил надежду, что МУС будет сдерживать потенциальных военных преступников и что близится время, когда ни одно государство, ни одна армия в мире не смогут нарушать права человека безнаказанно.
МУС служит постоянным механизмом для привлечения к ответственности за военные преступления, в том числе совершенные в ходе немеждународных вооруженных конфликтов, а также за преступления против человечности, включая геноцид и этнические чистки, истребление гражданского населения, преследование по политическим, расовым, национальным, этническим, религиозным мотивам, насильственное исчезновение людей и т.д. В его составе три палаты: предварительного производства (расследования), судебная и апелляционная.
МУС осуществляет юрисдикцию в отношении преступлений соответствующей тяжести как по решению государств-участников, так и по инициативе Совета Безопасности, действующего на основании главы VII Устава ООН. При этом могут быть вынесены приговоры в отношении любого подозреваемого, включая и граждан тех стран, которые отказались принять его юрисдикцию. В феврале с.г. были избраны 18 судей МУС, в числе которых представители Великобритании, Германии, Италии, Ирландии, Финляндии, Канады, Латвии, Республики Корея, ЮАР, Ганы и еще пяти развивающихся стран. В апреле прокурором суда избран Луис Морено Окампо из Аргентины.
На мой взгляд, рассмотрение дела по обвинению Саддама Хусейна в МУС позволит решить ряд политических и юридических проблем. Во-первых, это бы стало первым делом нового международного правового института, который не только сделал бы этот процесс громкой "премьерой", но и создал важный правовой прецедент - когда самые опасные злоупотребления национальных правящих кланов рассматриваются в суде как обычные уголовные преступления. И тогда глобальная война с терроризмом, разворачивающаяся при лидирующей роли США, будет возвращена в правовое поле. Одновременно будет дан импульс обновлению международного права и международных институтов, их трансформации в эффективные инструменты мирового сообщества. Все это способствует усилению роли ООН и формированию нового мирового порядка.
Есть и другие доводы в пользу передачи дела Саддама в МУС. В глазах мировой общественности справедливым и легитимным будет лишь такое обвинение иракского диктатора, которое ему вынесет независимый суд. А его объективность будет определяться, в частности, полнотой и качеством предварительного производства (расследования), в ходе которого собираются необходимые доказательства. В этих же целях в суде потребуется, например, заслушать вероятных свидетелей защиты и непредвзято оценить их показания.
Кроме того, необходимы судьи высокой квалификации. В вынесенном Хусейну приговоре должны содержаться указания на пределы ответственности (обвинения) других руководителей Ирака и активных функционеров партии "Баас". В этом смысле приговор диктатору Ирака, подобно приговору Нюрнбергского трибунала, будет иметь нормативное значение для последующих судов над его соратниками и подчиненными.
Но если идти на передачу рассмотрения дела Хусейна в юрисдикцию МУС, то придется согласиться с невозможностью вынесения ему смертного приговора. Самым строгим наказанием в Римском статуте прописано пожизненное лишение свободы. Да и с прагматической точки зрения оснований для возражения против сохранения Хусейну жизни нет. Обстоятельства ареста диктатора, полностью лишившие его какой-либо харизмы, исключают опасность, что он будет символом вооруженного сопротивления.
Вместе с тем для рассмотрения дела Саддама в МУС имеются два существенных препятствия. Во-первых, согласно статье 24 статута МУС последний рассматривает дела о преступлениях, совершенных только после вступления в силу его статута, то есть после 1 июля 2002 года. Во-вторых, США, подписавшие договор об учреждении этого суда при администрации Билла Клинтона, после прихода к власти Джорджа Буша отказались от сотрудничества и сегодня не признают его юрисдикцию из-за опасений "преследования по политическим мотивам" американцев. "Выжидательную" позицию (отчасти по тем же мотивам, что и США) занимают Россия и Китай. В то же время большинство европейских стран - союзников США по коалиции участвовали в его создании, а их представители есть среди судей.
Так или иначе, оба этих препятствия можно преодолеть при принятии соответствующей резолюции СБ ООН. Если у ведущих держав, Генсека ООН хватит на то политической воли, то это будет означать: мировые лидеры достигли более высокого уровня зрелости. И тогда можно будет говорить о реальном преодолении традиционного национального эгоизма в интересах будущего развития мирового сообщества как единого целого.