В Цунтинском районе Дагестана продолжается поиск чеченских боевиков, захвативших в понедельник горное село Шаури и расстрелявших девятерых военнослужащих заставы "Мокох". Как утверждают силовики, "все пути прорыва боевиков перекрыты". Но найти их, несмотря на привлечение значительных сил - а это армейские подразделения, спецназ, пограничники и омоновцы, - не удается. Более того, до сих пор нет ясности практически ни в одном из вопросов, связанных с этим рейдом.
Непонятно даже, откуда пришли в Дагестан боевики. Одни высокопоставленные чиновники утверждают, что из Грузии. Другие отстаивают версию прорыва из Чечни. Куда шли - тоже непонятно. Военные утверждают, что боевики, выдавливаемые федеральными силами из Чечни, шли на "зимние квартиры" в приветливую Грузию. Мол, да, на перевале трехметровые сугробы, "но при хорошем проводнике по наледи на снегу границу преодолеть можно". Но если бандиты хотели "тихо и мирно" уйти в Грузию, зачем им было провоцировать пограничников и обнаруживать себя? Тут даже неспециалисту понятно, что боевики проводили диверсионную операцию.
Еще большее недоумение вызывает то, как военные и спецслужбы объясняют причины данного рейда. Одни утверждают, что боевикам нужно отработать полученные из-за рубежа солидные средства. Другие выдвигают версию с точностью до наоборот. Мол, в последнее время "удалось перекрыть важные каналы поступления средств бандитам, поэтому боевикам крайне важно продемонстрировать зарубежным спонсорам свою эффективность". Третьи утверждают, что боевики шли то ли в Грузию, то ли в Чечню, но просто "заблудились в заснеженных горах". Последняя версия вызывает большое сомнение хотя бы потому, что боевики в отличие от их преследователей прекрасно ориентируются на местности и среди них есть уроженцы здешних мест.
Никакой ясности нет и с количеством бандитов. Сначала говорили о трех десятках боевиков, потом их стало "около шестидесяти". Потом банда вроде бы разделилась на три группы. Причем до сих пор никто не может сказать, это те же бандиты, которые брали Шаури, или же в район прорвались новые отряды боевиков?
Единственный успех военных в этой операции - уничтожение огнем с боевых вертолетов 8 боевиков. Об этом заявил начальник пресс-службы Северо-Кавказского регионального пограничного управления ФСБ России Сергей Ливанцов. Правда, его коллега из пресс-службы МВД Дагестана Анжела Мартиросова утверждает, что "пока останков боевиков не обнаружено и сказать, сколько боевиков уничтожено в результате действий армейских подразделений, милиции и пограничников, не представляется возможным". Правда, еще четырех убитых уже в результате другого авиаудара боевиков спецназ вроде бы как обнаружил.
Та же история и с заложниками. Если судить по заявлению министра обороны России Сергея Иванова, "все заложники освобождены, никто из них не пострадал". Впечатление такое, что их освободили в результате то ли спецоперации, то ли в нелегком открытом бою. Хотя на самом деле заложников отпустили бандиты. Надо полагать, решили не настраивать против себя местное население. Или же просто избавились от обузы, уходя от преследования.
И ход операции по поимке преступников вызывает ряд вопросов. К примеру, ночью поисковые мероприятия, как сообщают военные, прекращаются "в связи с наступлением темного времени суток". Между тем боевики, как известно, на темноту внимания не обращают. А как далеко может уйти за ночь от преследования отряд хорошо обученных и тренированных людей, понятно. Между тем со стороны федеральных сил в операции задействован батальон спецназа, прошедший горную подготовку, и по идее он должен иметь все необходимое для действий ночью. Но, видимо, о ночных биноклях военные могут только мечтать.
Похоже, четыре года антитеррористической операции мало чему научили военных. Боевики по-прежнему лучше знают местность, лучше экипированы, и, увы, именно они устраивают засады на пограничников и армейцев. Хотя все должно быть наоборот: армия должна навязывать бои бандитам, заманивать их в ловушки и уничтожать. Да и с освещением подобных событий возникает большая проблема. Всю информацию общественность узнает из пресс-служб силовых ведомств. А тут срабатывает ведомственный подход: как бы чего не сказать лишнего, как бы в лучшем свете представить свое начальство. Отсюда и победные реляции о том, что "боевики блокированы", "они будут уничтожены", "авиация обнаружила и уничтожила группу боевиков"...
Между тем уже сейчас ясно: оградить Северный Кавказ от бациллы чеченского терроризма не получилось. И события в Дагестане это еще раз подтвердили. Боевики спокойно преодолевают границы, совершая диверсионные рейды в близлежащие республики, подрывают электрички и готовят "черных вдов", взрывающих себя в паре сотен метров от Кремля.