0
1151
Газета Политика Интернет-версия

17.12.2003 00:00:00

Тест на верность "Родине"

Анатолий Костюков

Об авторе: Анатолий Егорович Костюков - обозреватель "НГ".

Тэги: рогозин, родина, перспективы


Анатолий Чубайс скорее всего был прав, когда назвал глазьевско-рогозинскую "Родину" джинном, которого кремлевские стратеги хотели бы, но не сумели запихнуть обратно в бутылку. Чубайс сказал это еще до выборов, когда успех блока-дебютанта был не очевиден и когда никого не волновало, чем займется "Родина" после 7 декабря. А сегодня это волнует буквально всех политических аналитиков. "С кем дружить будете?" - самый популярный вопрос, задаваемый сейчас Сергею Глазьеву и Дмитрию Рогозину. Вроде бы странно спрашивать об этом людей, обласканных Кремлем (никто же не донимает такими расспросами лидеров "Единой России"!), однако Чубайс, видимо, не ошибся, сказав насчет джинна.

Прогнозировать поведение "Родины" не так уж сложно. Хотя блоку - без году неделя, ядро его составили люди, в политической среде известные с конца 80-х - начала 90-х. Сергей Бабурин, Владимир Исаков, Валентин Варенников, Виктор Аксючиц, Николай Павлов - имена, звучавшие еще тогда, когда мало кто слышал про Глазьева с Рогозиным. Это люди, имевшие серьезные виды на будущее (как правило, они вошли в политику на гребне борьбы с коммунизмом), но потерпевшие карьерный крах, "пострадавшие от режима". Естественно, что они возвращаются в строй, психологически заряженные на реванш. Из них наверняка не получится ручных депутатов, смирных думских заднескамеечников - скорее это будет самая несговорчивая и агрессивная фракция новой Думы. Трудно представить этих людей в одной компании с умеренными, гибкими "единороссами" - проще уж с коммунистами.

Кроме общей судьбы у политиков, определяющих лицо "Родины", есть еще одно "родовое" свойство, крайне важное для нашего прогноза. Это свойство - непостоянство в связях. Они ненадежные партнеры, за каждым - цепь недолгих дружб, кончавшихся изменой. Пример Дмитрия Рогозина, который и от Лебедя ушел, и от Лужкова ушел, и от Райкова ушел, - типичен для членов этой коалиции. Владимир Исаков начинал как сторонник Ельцина, в 1990 году был даже его доверенным лицом на выборах, а к 1993 году стал одним из лидеров антиельцинской оппозиции. Другой видный деятель той фронды - Виктор Аксючиц тоже поначалу был большим поклонником Ельцина и дружил с Борисом Немцовым (Российское христианско-демократическое движение, созданное Аксючицем, - первая партия, в которой состоял Немцов). Где и с кем побывал за последние 10 лет Сергей Глазьев, вряд ли стоит напоминать.

"Секс - не повод для знакомства", - пошутил недавно Рогозин, объясняя неустойчивость своих союзнических связей. Но не таково отношение деятелей "Родины" к своему политическому кредо. Легко изменяя союзникам и кумирам, эти люди весьма тверды в вере. Тот же Рогозин на заре своей политической юности занимался реанимацией кадетской партии. С тех пор он перепробовал много других занятий, но это не отразилось на его "символе веры". Он и сегодня говорит то же самое и почти теми же словами, что говорил, будучи начинающим кадетом. Идеологическая упертость - едва ли не главная причина карьерных неудач этих людей, отсюда же и их неспособность к длительному партнерству. В ситуации идейного конфликта они не ищут компромисса, наоборот, их установки становятся все тверже и радикальнее. То, что Бабурин, поначалу умеренный почвенник, дошел до братания с Ле Пеном и баркашовцами - для него совершенно естественно. Невозможно представить обратный дрейф - в сторону космополитов-либералов. Либералы были его оппонентами, а внимать оппонентам - не в характере таких людей.

Короче говоря, по понятиям "управляемой демократии", блок "Родина" - не подарок. Пока что Глазьев с Рогозиным числят себя союзниками президента Путина, но мы же знаем, как непостоянна их любовь. Да и вряд ли тут можно говорить о любви. Лояльность большинства значимых персон этого блока основывается на уверенности в том, что "Путин не безнадежен". То есть они надеются, что президент способен стать "настоящим патриотом-государственником", прижать компрадорский бизнес, повернуть влево социальную политику - надо только вырвать его из рук "семьи", либералов, олигархов и прочей публики. В этом сценарии функция "Родины" - направлять Путина в нужную колею, подобно тому, как либералы направляли Ельцина.

Однако четыре десятка думских мандатов - не та масса, которой можно серьезно надавить на президента. Коммунисты тоже весь 2000 год пытались накренить Путина в свою сторону, и у них ничего не вышло. Так что у левых патриотов из "Родины" есть шанс обмануться в своих надеждах, а у их кремлевских благодетелей - получить острооппозиционную фракцию. Учитывая политический опыт собранных Глазьевым и Рогозиным людей, темперамент, с которым они низвергают вчерашних кумиров, можно гарантировать, что из них получатся более сердитые оппозиционеры, чем рыхловатые коммунисты. И свершиться это - опять-таки учитывая опыт - может довольно быстро. Насколько быстро - зависит от Владимира Путина.

Первый тест на верность "Родине" президент обязан будет сдать в ближайшие месяц-два. Рогозин с Глазьевым ждут от него головы Чубайса, они сказали об этом так громко, что ему не удастся пропустить их требование мимо ушей. Второе испытание ждет президента сразу после перевыборов, когда он будет комплектовать правительство. Многие аналитики считают: из соображений "баланса сил" Путин насадит в Белый дом либералов. Для "Родины" это будет нож в сердце. Во-первых, у нее есть свой кандидат в премьеры - Сергей Глазьев, во-вторых, на либеральное правительство эти люди не могут согласиться даже под страхом смерти.

В принципе "Родине" нет особого смысла связывать себя с президентом, разменявшим второй срок. Если бы она могла заменить Путину "Единую Россию" и если бы Путин назначил Глазьева своим преемником (такой прожект обсуждался в глазьевском окружении еще до выборов) - тогда другое дело. Любить же президента "за просто так" - довольно глупо. Основатели блока окрылены неожиданным успехом, их план - выгрести из-под КПРФ весь левый электорат - обрел реальные перспективы, поэтому их взоры простерты в 2007 год. Они уже решили создать на базе блока крепкую партию, которая в сложившихся условиях может нагулять вес только на оппозиционной ниве. Вообще говоря, состояние борьбы с превосходящим противником - едва ли не главное условие выживания пестрой глазьевско-рогозинской коалиции. Эти конфликтные, неуживчивые люди способны "дружить против", но их невозможно удержать вместе в ситуации "мирного времени", когда власть начинает прикармливать их лидеров, когда одни становятся "равнее" других - сразу начинаются взаимные обиды, "игра амбиций", вчерашние товарищи говорят друг другу гадости и разбредаются по отдельным норкам. Таким образом, борьба становится для "Родины" единственно возможной формой существования.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1961
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1243
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
920
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1215

Другие новости