Вчера членам ЦИКа понадобилось всего полчаса, чтобы разобраться с объемным блоком вопросов, связанных с финансированием грядущей президентской избирательной кампании. Александр Вешняков и его коллеги утвердили инструкцию, регламентирующую порядок открытия и ведения избирательных счетов кандидатов, образец удостоверения уполномоченного представителя кандидата по финансовым вопросам и разъяснения о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов. Все вопросы решили с завидным единодушием - благо технологические детали президентской избирательной кампании являются практически полной калькой с прошедшей думской.
Официальная стоимость президентских выборов по сравнению с кампанией четырехлетней давности заметно выросла - в той же пропорции, что и стоимость думской кампании. Максимальный размер избирательного фонда кандидата в президенты сегодня равен 250 млн. рублей и может быть увеличен до 300 млн. в том случае, если возникнет необходимость в новом голосовании. То есть подготовку ко второму туру оценивают примерно в 50 миллионов рублей - впятеро дешевле, чем к первому. Собственные средства кандидата могут составлять не более 10 процентов этой суммы, средства партии - не более 50, пожертвования граждан не должны превышать 3,75 млн. рублей, а пожертвования юридических лиц - 17,5 млн. Объем государственного финансирования также предусматривает второй тур. И если выборы Думы нового созыва обошлись бюджету в 3,5 млрд. рублей, то президентские могут стоить до 4,3 млрд. Эта сумма в полном объеме уже поступила на счет Центризбиркома - если второго тура не будет, неизрасходованные средства будут возвращены Минфину.
Небольшая дискуссия возникла только при обсуждении вопроса о перечне подлежащих опубликованию сведений о доходах и имуществе зарегистрированного кандидата и его супруги (или супруга - в отличие от прошлых президентских выборов, кандидаты не должны предоставлять сведения об имуществе и доходах своих детей). Председатель Вешняков настоял на том, что предоставленные кандидатами данные о доходах и сведения о выявленных фактах недостоверности этих данных следует публиковать одновременно. Раз уж по закону ЦИК обязан публиковать и оригинальные сведения, и результаты проверки. "Чего нам лишнюю бюрократию разводить и, главное, вводить в заблуждение читателя?" - примерно такой была его аргументация. Он напомнил собравшимся, что на сей раз предстоит публиковать данные не о 5 тыс. кандидатов, а всего о нескольких. Так что свести всю информацию в одну форму - задача вполне осуществимая. Робкие возражения коллег на предмет того, что раздельная публикация сведений о доходах и результатах их проверки оставляет пространство для некоторого маневра (вдруг по данным проверок возникнут вопросы или понадобятся дополнительные разбирательства?) были председателем ЦИКа резко отклонены: "лишние бумаги", по мнению Вешнякова, могут запутать избирателей или, боже упаси, журналистов. Помимо прочего такое "упрощение отчетности" означает, что сведения о доходах кандидатов появятся как минимум на две недели позже - по закону, на проверку предоставленных сведений отводится 15 дней.
В итоге, резюмировав, что "ясность полная в вопросах финансирования", Вешняков отправил коллег готовиться к очередному, и чрезвычайно ответственному, заседанию - 19 декабря ЦИК подведет официальный итог выборов в Государственную Думу. По мнению председателя Центризбиркома, этот итог ничем не будет отличаться от уже обнародованных данных, хотя сейчас тщательно анализируются не только протоколы, поступившие из всех 225 окружных комиссий, но и приложенные к ним официальные жалобы на нарушения избирательного законодательства. Что касается намерения некоторых политиков опротестовать результаты выборов, то, по данным на 11 часов утра 16 декабря, в ЦИКе никаких заявлений от партий, блоков или отдельных кандидатов не получали.