Съезд, на котором коммунисты должны подбить итоги думских выборов и назвать своего кандидата в президенты, вероятнее всего, соберется уже после Нового года. Первоначально его планировали провести в середине декабря, но сейчас по поводу даты съезда, как сказал обозревателю "НГ" секретарь ЦК КПРФ Олег Куликов, в партийных верхах существуют "разные точки зрения" . Одна из них - "надо дать время для серьезного анализа итогов выборов в региональных организациях". Лидер Компартии Геннадий Зюганов - сторонник как раз этой точки зрения. Люди из его окружения в разговорах "не для печати" признаются: передышка нужна, чтобы "не допустить на съезде неприятных разборок".
Понятно, что с наибольшей страстью делегаты будут говорить "об упущенной победе" и о том, "кто виноват". Один из наших конфидентов сказал, что в повестку дня почти наверняка будет внесен "вопрос о вотуме доверия лидеру". По другой версии, с Зюгановым могут поступить несколько деликатнее: "его не выдвинут кандидатом в президенты". Строго говоря, это тот же самый "вотум", только его легче будет организовать и объяснить партийной массе. Одно интересное объяснение на днях уже прозвучало. Первый зампред ЦК КПРФ Валентин Купцов, который давно не в ладах со своим патроном, заявил: коммунисты еще не решили "вопрос о целесообразности выдвижения кандидата для участия в президентских выборах". Они, мол, не уверены, что президентские выборы будут честнее парламентских.
Наш источник в аппарате ЦК КПРФ допускает и такой вариант: "съезд обяжет руководство партии повиниться перед Глазьевым, переведет его из "предателей" в "союзники" и предложит баллотироваться в президенты в качестве единого кандидата от левопатриотических сил". Тот же источник не исключает, что извинений съезда и кандидатского статуса может удостоиться и другой раскольник - председатель исполкома НПСР Геннадий Семигин. На первый взгляд это откровенная нелепость. Глазьев с Семигиным известны своими симпатиями к Путину. В роли кандидата от оппозиции и тот, и другой будут выглядеть по меньшей мере забавно. Но наш собеседник заметил: "Против Путина нет смысла выставлять любого кандидата. В данном случае это выдвижение - способ "задвинуть" Геннадия Андреевича и начать подготовку кандидата на 2008 год".
То, что коммунисты готовы к серьезной "чистке в верхах", обозреватель "НГ" почувствовал еще 7 декабря, когда, придя в предвыборный штаб КПРФ, не увидел на капитанском мостике нескольких видных партийных боссов. Поболеть за свою команду в этот исторический день не пришли, например, второй человек в партии Валентин Купцов, секретарь ЦК Сергей Потапов и еще один зампред ЦК - Леонид Иванченко. Находившиеся в штабе товарищи объясняли их отсутствие неохотно и неубедительно. Говорили, что Иванченко - "в регионе", а Купцов с Потаповым, "возможно, приболели". Ничего более убедительного они придумать и не могли. Все трое не явившихся числятся в лидерах внутренней оппозиции, никого из них не было видно с самого начала избирательной кампании, от которой их отстранили "по итогам" предвыборного сентябрьского съезда. На том форуме соратники глубоко оскорбили Геннадия Зюганова, добившись включения в центральный избирательный список КПРФ объявленного "кремлевским агентом" Семигина. Сторонники Зюганова тогда говорили: это произошло потому, что Купцов с Потаповым "подобрали состав съезда" и "добром это для них не кончится".
Если бы 7 декабря Компартия получила "свои" 18-20% голосов, Купцову и его союзникам пришлось бы "сложить портфели". Но поскольку выборы не удались, оппозиционеры получили право требовать того же самого от Зюганова и его приближенных. По ощущениям "твердых зюгановцев", на съезде им попытаются вменить в вину: конфликт с Семигиным и "замораживание" НПСР; разрыв с Глазьевым и раскол левопатриотических сил; изгнание ценных кадров - Селезнева, Горячевой, Тулеева и проч.; утрату связей с "красными губернаторами"; контакты с Березовским; включение в избирательный список крупных бизнесменов┘
В этом "меню", как водится, немало "личного" (борьба за лидерство, аппаратные интриги, переживание из-за потери депутатского статуса и т.п.), однако все частные усобицы так или иначе встроены в один большой идейный конфликт. Суть его в том, что до самых выборов коммунисты не сумели договориться, как им вести себя по отношению к президенту Путину. Они спорили об этом года три, но так и недоспорили. Абсолютное большинство "красных губернаторов", примерно два десятка лидеров региональных отделений КПРФ и немало союзников Компартии по НПСР, сгруппировавшись вокруг Купцова, до последнего уговаривали соратников "не трогать Путина". Глупо, мол, бодаться с президентом, у которого такой рейтинг, - разумнее предложить ему помощь в борьбе с ельцинским наследием. Противная сторона возражала: помощников у Путина и без того хоть пруд пруди, а в оппозиции, кроме нас, никого. Да и откуда следует, что Путин лучше Ельцина?
Формально большинство партактива приняло радикальную линию и пошло за Зюгановым. Но по ходу дискуссии партия понесла потери, которые могла покрыть только убедительная победа на выборах. Победы не случилось. Хуже того, у оппонентов Зюганова теперь есть убойный аргумент - успех блока "Родина".
Сторонники Зюганова намерены отвечать оппонентам их же оружием. Они попытаются убедить съезд, что в провале 7 декабря, помимо Кремля, виноваты те, кто подрывал единство левых сил вредными дискуссиями, кто тайно изменял партии с "кремлевскими интриганами". Но примет ли это подавленный неудачей партактив? Тем более что состав делегатов предстоящего съезда будет тот же, что и 6 сентября, это, собственно, второй акт сентябрьского форума, на котором оппоненты Зюганова были представлены как никогда мощно. Между тем недовольных генеральной линией сейчас объективно больше, чем было в сентябре. Ведь многие делегаты придут на съезд уже без депутатских "корочек" и им надо будет как-то "излить душу".