Валерий Хомяков, директор агентства прикладной и региональной политики
Безусловно, президентские выборы являются неким продолжением парламентских. Во-первых, они показали ослабление некоторых политических сил, в частности, той же КПРФ и Зюганова - постоянного участника президентских выборов. Поэтому его участие в выборах, как и участие Явлинского, мне кажется весьма сомнительным. Я не исключаю, что КПРФ выдвинет новую кандидатуру. Второе. Нельзя исключать участие в президентских выборах Глазьева и Рогозина. Но главная интрига, безусловно, это явка. Не исключено, что явка на президентских выборах, которые лишены интриги, поскольку победитель уже известен, тоже будет низкой. Надо учитывать, что, по закону о выборах президента РФ, они состоятся только в том случае, если явка составит 50% и более. Еще одна интрига этих выборов: насколько СПС и "Яблоко" готовы договориться о выдвижении единого кандидата? Коль скоро обе эти партии проиграли, он должен быть нейтральной фигурой. Он не должен представлять ни "Яблоко", ни СПС. Возможно, это послужит началом создания нормальной, сильной демократической правой партии. Для независимых кандидатов сейчас ситуация осложнилась. Собрать два миллиона подписей вместо одного - труднее. Надо помнить и о том, что новое правительство будет сформировано по итогам президентских выборов. Очень важно, предложит ли Путин в премьеры Кудрина, или он пойдет на поводу у настроения общества, которое сдвинулось в национал-социалистическую сторону, и отдаст этот пост, предположим, Глазьеву.
Игорь Бунин, директор фонда "Центр политических технологий"
Президентские выборы в любом случае будут выиграны в первом туре. Правда, я не знаю, выдвинет ли президент свою кандидатуру от "Единой России" или будет собирать два миллиона подписей, которые получит без особых проблем. Я бы на его месте выбрал второй путь, и тогда его поддержала бы "Единая Россия", а заодно Народная и куча других партий. Это был бы оптимальный политтехнологический ход. Я думаю, что ЛДПР обязательно выдвинет Жириновского, а КПРФ - Зюганова. Каждый из них получит от 10 до 13% голосов, даже, может быть, и меньше. Все равно победа Путина в первом туре практически гарантирована. Возможно, появится либеральный кандидат, если правые сумеют разрешить свои конфликты и найдут нейтральную фигуру. Рыжков был бы оптимальным представителем - с моей точки зрения.
Вячеслав Никонов, президент фонда "Политика"
Путин усилил свои позиции на президентских выборах. Очевидно, что сейчас вопрос о следующем президенте стоит еще в меньшей степени, чем раньше. Плюс - сейчас уже очевидно, что будет единый кандидат от так называемых демократических сил. Если раньше они размышляли - надо или не надо выдвигаться, то теперь, очевидно, решили этот вопрос в положительном смысле. А коммунисты должны очень сильно задуматься о том, кто будет возглавлять КПРФ на следующих выборах.
Андрей Пионтковский, директор Центра стратегических исследований
Результат парламентских выборов вычеркивает большинство возможных оппонентов Путина. Возможно, формально Зюганов и будет участвовать, хотя я не исключаю, что на съезде партии он столкнется с большими проблемами. Явно очень сложный старт для президентской кампании у Явлинского. Интрига заключалась в том, удастся ли Путину победить в первом туре. После сокрушительного поражения его возможных оппонентов ответ на этот вопрос, мне кажется, получен. Правда, можно отметить нюансы. Многие аналитики замечали, что на последнем этапе парламентской кампании кукловоды из Кремля, организовавшие ряд клонов, таких, как "Родина", были обеспокоены тем, что Глазьев сможет стать (в случае успеха своей партии) серьезной кандидатурой на президентских выборах. Но после выборов Глазьев несколько раз подчеркнул, что не собирается участвовать в президентских выборах, тем самым подтвердив лояльность созданной Кремлем структуры ее создателям. Будет масса условных бизнесменов типа Джабраилова, которые по какой-то причине захотят истратить несколько десятков миллионов долларов. Если их не окажется, их создадут. Потому что совершенно неудобно будет, если выборы пройдут на безальтернативной основе.