Когда-то при Брежневе диссиденты начали свою деятельность с того, что призвали власть исполнять ими же принятую Конституцию СССР. Это были черно-белые времена хороших норм и плохих исполнителей.
Нынешние времена по сравнению с теми - цветные, объемные, пока еще непростые. Нам уже сложно представить, что написанное в Основном законе можно выполнять. Даже читать - только нервы себе портить.
Вот для таких полторы сотни художников и собрались под кураторство Петра Войса и изобразили нас в зеркале Основного закона. И выпустили тиражом две тысячи экземпляров огромный том Иллюстрированной Конституции Российской Федерации с предисловием Зураба Константиновича Церетели. И выставили вошедшие туда произведения на двух этажах нового здания Музея современного искусства в Ермолаевском переулке.
Книга более чем забавная. Она жизненная, я бы сказал. К сожалению, на первой ее странице оговаривается, что какое-либо воспроизведение невозможно без письменного разрешения издателей. Поэтому придется описывать своими словами.
Вот картинка Андрея Бильжо к тому, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина - обязанность государства" (гл. 1, ст. 2): сидит Бог на облачке и в рупор кричит вниз: "Не верю-ю-ю-ю". Разделение властей (гл. 1, ст. 10) иллюстрируется портретом трех даунов работы Рауфа Мамедова. Признание идеологического многообразия (гл. 1, ст. 13) - девятью одинаковыми портретами Жириновского в разных одеждах (художники Сергей Беляк и Петр Войс). Статью о правах (гл. 2, ст. 22) художник Игорь Иогансон, исчерпав визуальные доводы, проиллюстрировал вербально: "Каждый имеет право тем способом, который ему доступен спереди, или сзади, или посередке. Право не может иметь никого, оно среднего рода". В альбоме есть в том числе и работа сотрудника фотоотдела "НГ" Артема Чернова.
На открытии выставки и раздаче альбома многоопытный художник Анатолий Брусиловский все спрашивал меня: как я думаю, будут сажать за этот альбом или нет? Тем более что сам откомментировал статью об осуществлении правосудия (гл. 2, ст. 50) гигантским изображением голого и юного своего друга конца 60-х Эдуарда Лимонова в горизонтальном положении с двумя рафаэлевскими ангелами по бокам.
В предисловии к альбому Зураб Церетели на всякий случай припомнил китайскую поговорку: "Пусть цветут все цветы". Иные еще помнят, чем закончилось ее правоприменение в КНР времен лимоновской молодости...
Тем не менее наше актуальное искусство доказало свою актуальность в довольно непростой момент. Как сказал бы классик: очень своевременная книга. В центре выставочного зала за стеклом выставлена подушечка, так и названная: "Иллюстрированная Конституция Российской Федерации" (гл. 1, ст. 16). Счастливые ценители искусств, которым она достанется, могут прилечь на нее и видеть конституционные сны. Пустячок, а приятно. С цветным 12 декабря, дорогие товарищи!