Ключевым фактором для обеспечения устойчивого экономического развития России является изменение законодательной базы с целью стимулирования прямых иностранных инвестиций, что, без сомнения, значительно повысит ее конкурентоспособность. Для этого "всего-навсего" следует идти тем же путем, который успешно проложили, в частности, Индия и Китай, - то есть вести целенаправленную работу по созданию наиболее благоприятного климата для инвестиций.
Вопрос при этом не исчерпывается лишь эффективным функционированием правовых механизмов или главенством закона, хотя это и важно. Речь идет о планомерном стимулировании прямых инвестиций посредством целого комплекса мер. В настоящее время Россия проигрывает другим странам с переходной экономикой прежде всего потому, что, по сути дела, она занимает по отношению к иностранным инвесторам нейтральную и даже пассивную позицию. Здесь нет системы оказания помощи инвесторам в преодолении бюрократических сложностей.
Кроме того, в России до сих пор не существует достаточно развитой системы защиты инвесторов в тех ситуациях, когда здешние партнеры "выдавливают" их из совместных проектов после нескольких лет общей работы. Такие случаи все еще имеют место, об этом становится известно в международном деловом сообществе, и инвесторы нервничают. Естественным образом возникает вопрос: насколько сильно Россия стремится к получению прямых иностранных инвестиций? Похоже, ее правительство занимает в этом вопросе двойственную позицию. Мне представляется, что это большая экономическая ошибка.
В качестве примера давайте вспомним, допустим, то, что происходило в Индии лет 30 тому назад. Дели тогда якобы не были нужны инвестиции из-за рубежа, иностранный бизнес попросту выкидывался из страны - и результат для экономики и благосостояния народа был весьма плачевным. Сейчас отношение к этому вопросу в Индии в корне иное, в результате на протяжении последних 10-15 лет и экономика, и жизненный уровень населения неуклонно растут.
В качестве другого наглядного примера можно привести Китай, где также ведется целенаправленная работа по привлечению инвесторов. Часто спрашивают: почему магнитом для деловых кругов всего мира является именно он, а не Россия? Разумеется, КНР - это рынок с более чем миллиардом потребителей. Но это только часть ответа на вопрос. В значительной мере притягательность этой страны для бизнеса является результатом весьма активной политики, осуществляемой китайским правительством с целью привлечения прямых иностранных инвестиций. И это самое важное.
Хотелось бы выделить еще один немаловажный фактор, самым непосредственным образом связанный с инвестиционным климатом в целом, а именно - права интеллектуальной собственности. Именно эта сфера станет определяющей для наиболее полной интеграции России в мировую экономическую систему. Россия обладает колоссальным интеллектуальным капиталом, но его использование и развитие ограничивается тем, что и российские, и иностранные инвесторы явственно ощущают недостаток защиты прав на изобретения, торговые марки и другие результаты интеллектуального труда, которые реально двигают экономику в XXI веке.
Очевидно, что ситуация улучшается. В частности, только за последний год в этом направлении были предприняты важные меры. Например, сформирована специальная комиссия по защите прав интеллектуальной собственности при председателе правительства Российской Федерации. Также были приняты несколько весьма неплохих законов, регулирующих отношения в этой сфере. Но при этом вызывает сожаление тот факт, что закон об авторских правах так до сих пор и не принят. В конечном итоге определяющим является неукоснительное исполнение уже принятых законов по защите прав интеллектуальной собственности.
Таким образом, наращивание усилий по привлечению иностранных инвестиций, а также комплекс мер по более эффективной защите прав интеллектуальной собственности являются ключевыми направлениями структурных реформ в России в 2004 году.