Молодежь стала активнее заявлять о своих политических предпочтениях.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
На сотнях избирательных участков россиян, исполнивших гражданский долг, вчера просили поделиться тайной голосования. Когда они, побросав куда надо бюллетени, выходили на улицу, к ним стремительно приближался сильно продрогший незнакомец и произносил тайное слово "экзитпул". Ничего оскорбительного за этим не следовало, незнакомец только хотел узнать, кому избиратель отдал свой голос. Иногда он спрашивал про возраст или еще что-нибудь в этом роде. На глазах корреспондента "НГ" только одна дама обиделась, закричала "Не имеете права!" и попыталась обратить на себя внимание милиционеров.
Это было на московском участке # 63, на Русаковской улице,10. Здесь избирателей опрашивала женщина по имени Татьяна, она работала от социологической организации "РОМИР-мониторинг", и никаких сложностей в общении с электоратом у нее не возникало. Люди, как правило, отвечали охотно, не интересуясь, кому и зачем это нужно. К тому же Татьяне не надо было разговаривать со всеми без разбора - согласно методике она опрашивала только каждого пятнадцатого и за первые три часа выборов выведала тайну голосования у 20 человек.
Но так хорошо получалось не у всех ее коллег. Другой корреспондент "НГ", прибыв на участок # 138 на Нижегородской улице, не застал приписанного к этой "точке" интервьюера. В участковой комиссии рассказали, что с утра "тут толкался какой-то молодой человек, но на него стали жаловаться избиратели, и мы попросили его удалиться, потому что агитация в день выборов запрещена". Видимо, избирателям что-то не понравилось в облике и манерах молодого человека. Во всяком случае, агитацию ему вменили несправедливо.
"Exit pulls" или, попросту говоря, "опросы на выходе" в России только входят в социологическую моду и пока применялись в основном "пиарщиками". В 1999 году "отличился" ФЭП Глеба Павловского, вывесив в Интернете данные своего "экзитпула", когда страна еще продолжала голосовать. Центриизбирком тогда рассердился на Павловского, его почин был признан скандальной выходкой, предпринятой в целях саморекламы. Было ли у Павловского намерение повлиять на результаты выборов, установить, естественно, не удалось, но в законодательство на всякий случай внесли запрет на подобного рода публикации.
Из грандов отечественной социологии, по сведениям "НГ", вчера проводили "exit pulls" только фонд "Общественное мнение" и "РОМИР-мониторинг". Остальным, по тем же сведениям, не удалось найти заказчика, который бы взялся оплатить такую недешевую работу. "РОМИР" выставлял своих интервьюеров на 21 избирательном участке в Москве и примерно на 150 - в провинциях. В каких точках стояли люди из "Общественного мнения", узнать не удалось: в фонде сказали, что заказчик категорически против разглашения какой-либо информации.
Менее всего заказчик, к сожалению, заинтересован в рассекречивании его самого. Между тем только он знает, кому и для чего нужны результаты выборочного опроса. Сами социологи ничего ценного для себя в них не видят. Как пояснил "НГ" завотделом Института комплексных социальных исследований РАН Владимир Петухов, они годятся только для контроля за подсчетом голосов: "Процент вранья в таких опросах невысок, и, если опросные данные сильно разойдутся с официальными результатами, значит, можно заподозрить избирательную комиссию в мошенничестве. И соответственно поднимать скандал, требовать пересчета бюллетеней". Плохо, однако, что на всех участках интервьюеров не поставишь и в суд с данными "экзитпула" не пойдешь, поэтому эффективность такой формы контроля Петухов считает незначительной. А заказывают эту "музыку", на его взгляд, преимущественно из спортивного интереса: просто некоторым партийным лидерам хочется узнать "счет" на несколько часов раньше, чем его объявит ЦИК.
Интервьюеры из "РОМИРа", по наблюдениям корреспондентов "НГ", интересовались как раз голосованием по партийным спискам. С большой долей вероятности удалось "вычислить" и заказчика, однако, это оказалась не партия, а группа из трех юридических лиц, в выборах не участвовавших. В Москве был еще полдень, когда заказчик стал предлагать свои данные "на продажу", обещая выдать их уже в 21.00. Судя по всему, этот "экзитпул" затевался в чисто коммерческих целях: заказчик планировал заработать на спортивном интересе состоятельных партий.