0
758
Газета Политика Интернет-версия

08.12.2003 00:00:00

Тайна голосования поступила в продажу

Тэги: exit pulls, выборы, опрос, мониторинг


exit pulls, выборы, опрос, мониторинг Молодежь стала активнее заявлять о своих политических предпочтениях.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)

На сотнях избирательных участков россиян, исполнивших гражданский долг, вчера просили поделиться тайной голосования. Когда они, побросав куда надо бюллетени, выходили на улицу, к ним стремительно приближался сильно продрогший незнакомец и произносил тайное слово "экзитпул". Ничего оскорбительного за этим не следовало, незнакомец только хотел узнать, кому избиратель отдал свой голос. Иногда он спрашивал про возраст или еще что-нибудь в этом роде. На глазах корреспондента "НГ" только одна дама обиделась, закричала "Не имеете права!" и попыталась обратить на себя внимание милиционеров.

Это было на московском участке # 63, на Русаковской улице,10. Здесь избирателей опрашивала женщина по имени Татьяна, она работала от социологической организации "РОМИР-мониторинг", и никаких сложностей в общении с электоратом у нее не возникало. Люди, как правило, отвечали охотно, не интересуясь, кому и зачем это нужно. К тому же Татьяне не надо было разговаривать со всеми без разбора - согласно методике она опрашивала только каждого пятнадцатого и за первые три часа выборов выведала тайну голосования у 20 человек.

Но так хорошо получалось не у всех ее коллег. Другой корреспондент "НГ", прибыв на участок # 138 на Нижегородской улице, не застал приписанного к этой "точке" интервьюера. В участковой комиссии рассказали, что с утра "тут толкался какой-то молодой человек, но на него стали жаловаться избиратели, и мы попросили его удалиться, потому что агитация в день выборов запрещена". Видимо, избирателям что-то не понравилось в облике и манерах молодого человека. Во всяком случае, агитацию ему вменили несправедливо.

"Exit pulls" или, попросту говоря, "опросы на выходе" в России только входят в социологическую моду и пока применялись в основном "пиарщиками". В 1999 году "отличился" ФЭП Глеба Павловского, вывесив в Интернете данные своего "экзитпула", когда страна еще продолжала голосовать. Центриизбирком тогда рассердился на Павловского, его почин был признан скандальной выходкой, предпринятой в целях саморекламы. Было ли у Павловского намерение повлиять на результаты выборов, установить, естественно, не удалось, но в законодательство на всякий случай внесли запрет на подобного рода публикации.

Из грандов отечественной социологии, по сведениям "НГ", вчера проводили "exit pulls" только фонд "Общественное мнение" и "РОМИР-мониторинг". Остальным, по тем же сведениям, не удалось найти заказчика, который бы взялся оплатить такую недешевую работу. "РОМИР" выставлял своих интервьюеров на 21 избирательном участке в Москве и примерно на 150 - в провинциях. В каких точках стояли люди из "Общественного мнения", узнать не удалось: в фонде сказали, что заказчик категорически против разглашения какой-либо информации.

Менее всего заказчик, к сожалению, заинтересован в рассекречивании его самого. Между тем только он знает, кому и для чего нужны результаты выборочного опроса. Сами социологи ничего ценного для себя в них не видят. Как пояснил "НГ" завотделом Института комплексных социальных исследований РАН Владимир Петухов, они годятся только для контроля за подсчетом голосов: "Процент вранья в таких опросах невысок, и, если опросные данные сильно разойдутся с официальными результатами, значит, можно заподозрить избирательную комиссию в мошенничестве. И соответственно поднимать скандал, требовать пересчета бюллетеней". Плохо, однако, что на всех участках интервьюеров не поставишь и в суд с данными "экзитпула" не пойдешь, поэтому эффективность такой формы контроля Петухов считает незначительной. А заказывают эту "музыку", на его взгляд, преимущественно из спортивного интереса: просто некоторым партийным лидерам хочется узнать "счет" на несколько часов раньше, чем его объявит ЦИК.

Интервьюеры из "РОМИРа", по наблюдениям корреспондентов "НГ", интересовались как раз голосованием по партийным спискам. С большой долей вероятности удалось "вычислить" и заказчика, однако, это оказалась не партия, а группа из трех юридических лиц, в выборах не участвовавших. В Москве был еще полдень, когда заказчик стал предлагать свои данные "на продажу", обещая выдать их уже в 21.00. Судя по всему, этот "экзитпул" затевался в чисто коммерческих целях: заказчик планировал заработать на спортивном интересе состоятельных партий.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Анастасия Башкатова

Природа инфляции и ее восприимчивость к ключевой ставке вызывают ожесточенные споры

0
1399
Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Гранты на партийные проекты выданы под выборы только Слуцкому и Миронову

0
989
Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Михаил Сергеев

Правительство обещает следить за эффективностью госрасходов

0
1149
В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

Иван Родин

Володин напомнил депутатам о негативной роли их предшественников в 1917 и 1991 годах

0
1164

Другие новости