Завершившаяся вчера думская кампания стала помимо прочего обкаткой обновленного избирательного права. Существенные поправки в предвыборные нормативы обещали сделать кампанию чистой и концептуальной, конкурсом идей, а не конкурсом грязных технологий. "Многое изменилось в России за последние годы... В широком процессе обновления, охватившем наше общество, заметное и значимое место заняла реформа избирательной системы", - констатировал председатель Центризбиркома Александр Вешняков.
Новая эра выборного законодательства началась с принятия в 2002 году Закона "Об основных гарантиях избирательных прав". Самым принципиальным новшеством стала 48-я статья, где подробно расписывалось, что следует считать предвыборной агитацией, где и в какие сроки ее можно проводить. Понятие "агитация" оказалось столь широким, что потребовалось специальное уточнение в Конституционном суде осенью 2003 года. "Это удар по свободе вранья, черных технологий и возможности обогащаться черным налом", - так охарактеризовал новые нормы Александр Вешняков.
Законодатели также упорядочили правила формирования и использования избирательных фондов, установили их лимиты, сравнимые с реальными тратами кандидатов. "Существует еще и государственная правовая ответственность, которая уже срабатывает, - прокомментировал эти изменения Вешняков. - Можно быть уверенным в победе, которую никто не оспорит, если вы ее завоюете честным путем".
В 2003 году были внесены серьезные изменения в закон о СМИ, Уголовный кодекс, Кодекс об административных нарушениях и закон о благотворительных фондах. С этого момента за нарушения правил агитации наступила суровая правовая ответственность. Появилась норма, позволяющая приостанавливать выпуск газет и выход телепрограмм после двукратного нарушения закона об основных гарантиях..." Председатель ЦИКа приветствовал нововведения: "Если кто-то начинает наглеть, а это бывает, нужно вылить холодный душ на эти СМИ".
Эффективность реформированного законодательства хороша видна при сравнении агитационных кампаний на телевидении, нашего главного агитатора и пропагандиста, в 1999 и 2003 годах (см. таблицы).
Выборы-99 почему-то считались апофеозом грязных технологий. Утверждалось, что Доренко подрывал авторитет Примакова и Лужкова недозволенными способами. Между тем кампания против ОВР велась в полном соответствии с действующим на тот момент законом, который не запрещал обнародовать компрометирующие факты, если они достоверны. Команда ОРТ доказала свой профессионализм: рейтинг "Единства" с нуля за пару месяцев достиг показателей КПРФ, а имевший поначалу солидную фору блок ОВР с треском провалился. С той поры запомнилась и акция "Голубые в защиту Явлинского" - правда, относилась она уже к президентским выборам.
Обратная картина была на НТВ. Еще в мае 1999 года канал Гусинского объявил открытую войну Семье. Редкий сюжет в еженедельных передачах обходился без упоминания об Абрамовиче, Юмашеве, Татьяне Дьяченко, их счетах и тайных операциях. Градус критики еще больше повысился, когда началась вторая чеченская война и появилась тема причастности ФСБ к московским взрывам. ТВЦ подыгрывало "четвертой" кнопке, РТР действовало пассивно, но на стороне ОРТ. КПРФ в тот момент считалась несерьезной силой, и телевидение не мешало коммунистам проводить свою кампанию.
Таким образом, выборы-99 были отмечены поляризацией телеканалов, острой конкурентной борьбой между ведущими - Доренко и Киселевым, Сванидзе и Леонтьевым. В 2003 году ситуация совсем иная: на всех телеканалах единомыслие и единоначалие. Телеведущие хором поют осанну партии власти и осуществляют "групповое изнасилование" ее главного соперника - КПРФ. В отсутствии конкуренции вернулись времена кондового, обличительного советского ТВ.
Безусловным положительным героям на первых трех кнопках стала "Единая Россия". Отслеживался буквально каждый шаг, транслировалось каждое мало-мальски значимое заявление Бориса Грызлова и Сергея Шойгу. Главную заповедь гос-ТВ можно сформулировать так: "Нет партии, кроме ЕР, Грызлов и Шойгу пророки ее".
Другим фаворитом официозного ТВ стала "Родина". Заместитель гендиректора ОРТ Марат Гельман непосредственно участвовал в разработке PR-кампании структуры, которой чуть ли не открыто приписываются ультранационалистические взгляды. Мощный агитационный залп был дан на старте думского марафона, когда Глазьев и Рогозин фактически не сходили с экранов. Лишь на финише гонки ТВ стало обращать внимание на акции СПС и других кандидатов.
Антигероем на первых трех "кнопках" стала КПРФ. Новые телекиллеры действовали развязно и без оглядки на ЦИК. В сеансах разоблачения КПРФ использовались и старые приемы - с рассказом о подозрительных финансовых операциях. И новые: исповеди "прозревших" коммунистов, лжемузеи и лжепамятники Зюганову, голоса "разочаровавшихся" пенсионеров и ветеранов. А также мелкие партии-клоны (типа "Партии пенсионеров"), использовавшие бесплатные эфиры исключительно для травли КПРФ. Попутно шла травля СПС на "третьей кнопке".
Таким образом, перелицовка избирательного права не обеспечила ни объективность, ни чистоту информационного сопровождения выборов. Не стало меньше и "черного пиара". Но раньше он был неконтролируемым, а теперь выплески компромата стали санкционированными и управляемыми с единого "пульта". Ни телеагитаторы, ни их клиенты от нового сурового закона не пострадали.
Политика ТВ на думских выборах
1999 г. | |||
═ | ⌠мочили■ | продвигали | игнорировали (сообщали в целом нейтрально) |
ОРТ | ОВР | ⌠Единство■, СПС | КПРФ, ЛДПР, ⌠Яблоко■ |
РТР | ОВР | ⌠Единство■ | СПС, ⌠Яблоко■, КПРФ, ЛДПР |
ТВЦ | ⌠Единство■ | ОВР, ⌠Яблоко■ | СПС, КПРФ, ЛДПР |
НТВ | ⌠Единство■ | ОВР, ⌠Яблоко■ | СПС, КПРФ, ЛДПР |
2003 г. | |||
═ | ⌠мочили■ | продвигали | игнорировали (сообщали нейтрально) |
Первый канал | КПРФ | ЕР, ⌠Родина■ | СПС, ⌠Яблоко■, ЛДПР |
⌠Россия■ | КПРФ | ЕР, ⌠Родина■ | СПС, ⌠Яблоко■, ЛДПР |
ТВЦ | КПРФ, СПС | ЕР | ⌠Яблоко■, ЛДПР |
НТВ | – | – | Все партии |