Владимир Путин поблагодарил за поддержку генерального секретаря ЕКС Вима Филиппа и его коллег.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Вчера Владимир Путин встретился в Кремле с представителями Круглого стола промышленников России и Европейского союза. Правда, промышленников России в Екатерининском зале не было. Присутствовали только зарубежные предприниматели. Из россиян позвали лишь замглавы администрации Игоря Шувалова и советника президента Андрея Илларионова. Таким образом, президент напрямую, без посредников, общался с крупнейшим западным бизнесом - руководителями корпораций "Тиссен-Крупп", "Нокиа", "Бритиш Петролеум", "Ройял Датч Шелл". Встречи с зарубежными инвесторами в последнее время президент проводит довольно часто - кажется, даже интенсивнее, чем до начала гонений на ЮКОС. И всякий раз Путин слышит слова всемерной поддержки экономического и политического курса Кремля. Не стал исключением - более того, превзошел всякие ожидания - вчерашний круглый стол.
Начался этот диалог еще в понедельник и отнюдь не за здравие. Принимающая сторона повела себя на редкость недружелюбно. Вице-премьер Виктор Христенко и министр экономического развития Герман Греф обрушили шквал критики на головы евробюрократов, проводящих, по мнению российского правительства, политику двойных стандартов. Христенко заявил, что расширение ЕС, если ничего не изменится, принесет России намного больше вреда, чем пользы. Ему вторил Греф, который заявил, что ЕС пытается "выкручивать руки России" - слово в слово повторив известную реплику Путина в Екатеринбурге (хотя, возможно, это президент использовал идиому, предложенную в кулуарных беседах главным правительственным экономистом). Имелись в виду антидемпинговые меры и завышенные требования на переговорах о вступлении России в ВТО. Европейцы были несколько шокированы таким агрессивным началом "диалога". Но, похоже, это была всего лишь психологическая обработка перед встречей в Кремле. После такой "промывки мозгов" гостям в пору было оправдываться и извиняться, а не атаковать хозяев вопросами о судьбе ЮКОСа и Михаила Ходорковского.
Так оно и происходило в Кремле - по крайней мере в той части беседы, что была открыта для прессы. Владимир Путин держался весьма миролюбиво и относился к гостям с куда большей симпатией, чем его "ястребы"-министры. Словно накануне и не было никакого скандала. Как всегда, несколько припозднившийся российский лидер стремительно вошел, почти вбежал в залу - и, как бы извиняясь за опоздание, обаятельно улыбался, здороваясь за руку с каждым из 14 своих собеседников. Было видно, что со многими из них Путин виделся и раньше. А возле председателя Европейского круглого стола (ЕКС) промышленников, главы наблюдательного совета "Тиссен-Крупп" Герхарда Кромме президент притормозил минут на пять и общался с ним как со старым добрым знакомым.
Глава государства сразу же похвалил своих собеседников - и в их лице весь крупный европейский бизнес - за то, что тот действует на благо укрепления отношений России и ЕС и придания этим отношениям нового высокого качества. Путину откровенно нравится, как работают крупнейшие западные компании в этом направлении. Ибо они "работают исходя из четкого понимания, что бюрократические барьеры на пути интеграции ограничивают их собственные возможности в развитии бизнеса, а подчас ставят под вопрос успешную реализацию уже начатых деловых проектов". В общем, российские и европейские промышленники давно уже по одну сторону баррикад ("барьеров"). А кто же по другую? По другую, увы, стоят и мешают интеграционным процессам евробюрократы.
Последних Путин, конечно, покритиковал, но тоже очень мягко. Его несколько удивляет, что, с одной стороны, россияне постоянно слышат "заверения о поддержке" при вступлении в ВТО, а на деле сталкиваются с жесткими требованиями, которые "фактически блокируют вступление в эту организацию". Президент не спорит с тем, что нужно внедрять рыночные принципы в российский ТЭК - но делать это следует постепенно, а не путем "одномоментного повышения цен на российские энергоносители". И вообще у каждой страны должен быть свой козырь на рынке. В Европе, например, "хорошая погода". А какой козырь у России? Свои дешевые нефть и газ. Это, как выразился президент, наше "объективное конкурентное преимущество". И мы им дорожим.
Гости не могли не согласиться с такими железными доводами. Особенно нравятся идеи Путина - да и вообще вся его политика - мистеру Кромме. "Бизнесмены Европы с огромным восхищением наблюдают за тем, что делает лично Путин и его администрация в России", - выразил общее мнение председатель ЕКС. И чтобы как-то подкрепить свою мысль, Кромме высказал еще один тезис: "Надо отметить, что экономический рост в России в последнее время был потрясающим". И вообще "прогресс совершенно невообразимый". Особенно по сравнению с ситуацией 10-15-летней давности, добавил приличия ради германский предприниматель. Он, правда, заметил, что "все хорошее можно сделать еще лучше". Дело за малым - достичь "правовой предсказуемости", гарантировать права собственности, начать борьбу с коррупцией и провести административную реформу. Все это было сказано ненавязчиво, как бы между делом - мол, в Европе уверены, что эти задачи Путину по плечу и вот-вот начнут решатся.
Но если в России все так благополучно, что же мешает ее скорейшему вступлению в ВТО? Из слов визитеров следовало, что никаких препятствий на самом деле не существует. Так, председатель группы компаний "Бритиш Петролеум" Питер Сазерленд вообще не сомневается, что эти переговоры успешно завершатся уже в 2004 году. Он сказал, что не уполномочен критиковать чиновников из ЕС, но дал понять россиянам, что не стоит сильно переживать из-за несговорчивости европейцев. "По-моему опыту, в ВТО не было переговоров, которые заканчивались бы полным удовлетворением сторон". Иногда они вообще затягиваются - так произошло, например, с Китаем. Но Москве это дело лучше не откладывать, посоветовал руководитель БП, поскольку вступление в ВТО, принятие общемировых правил игры "очень важны для инвестиций".
Нет сомнений, что после удаления прессы из зала разговор продолжился в том же русле: киты западного бизнеса хвалили Путина за экономические достижения и советовали ему не расстраиваться из-за проблем на европейском рынке. Инвесторы давали понять: если их и волнует ситуация с ЮКОСом и в целом отношения бизнеса и власти в России, то Кремль не то место, где они станут об этом открыто говорить.
Куда откровеннее эти люди у себя на родине. К визиту в Москву "капитана" германского бизнеса Герхарда Кромме и других европейских магнатов немецкая газета Sueddeutshe Zeitung приурочила статью "Авторитарная Россия тоже может быть хорошим партнером". Издание разъясняет своим читателям актуальную позицию западных политиков и финансистов: "Так же, как американцы, немецкие лидеры тоже в большинстве случаев ограничиваются дружескими замечаниями, за что оппозиция в бундестаге обвинила правительство в том, что оно отмалчивается". "Заигрываниям Шредера с Путиным должен быть положен конец", - потребовала депутат от ХСС Мелани Освальд. Однако с прагматической точки зрения ситуация выглядит как раз наоборот. "Сложно смириться, но это правда: авторитарная Россия, которая на стороне США борется против терроризма и в нужных количествах поставляет нефть и газ, не является для сообщества западных стран непосредственной проблемой", - полагает Роланд Гетц из берлинского Фонда науки и политики.