Министр иностранных дел РФ Игорь Иванов собирается в длительное зарубежное турне: он впервые посетит страны Южной Америки. В маршруте министра значатся Чили, Уругвай, Аргентина, Бразилия и Венесуэла.
Наши отношения с южной половиной Нового Света имеют хорошую историю. Недавно исполнилось 175 лет со времени установления дипломатических связей с Бразилией. В Москве в последние десятилетия побывали главы всех ведущих государств региона. Но любовь, увы, не была взаимной. Южную Америку удостоил визита лишь министр иностранных дел СССР Эдуард Шеварднадзе. Потом наступила пауза. Прорыв совершил Евгений Примаков вскоре после своего прихода на Смоленскую площадь. В мае 1996 г. он нанес визиты в Мексику, на Кубу и в Венесуэлу; в ноябре 1997 г. - в Бразилию, Аргентину, Колумбию и Коста-Рику.
Нынешнему официальному визиту Игоря Иванова сопутствуют благоприятные условия. Политически стабильны, кроме Венесуэлы, все страны региона. Экономика преодолевает спад, продолжавшийся последние годы. Суммарный объем ВВП Латинской Америки - 2 трлн. долл., ежегодный внешнеторговый оборот - более 700 млрд. долл. Отношения с Россией отличает высокая степень доверия, сотрудничество в противодействии новым вызовам, включая терроризм и наркоугрозу.
Формат визита Игоря Иванова - беседы с главами государств, переговоры с коллегами, встречи с парламентариями, предпринимателями, соотечественниками и представителями СМИ, выступления в научных аудиториях и, естественно, подписание важных официальных документов.
Если только за последнее десятилетие два президента Чили посетили Москву, то глава внешнеполитического ведомства нашего государства впервые в истории побывает в Сантьяго. Для России Чили - стабильно перспективный партнер. Чилийская экономика развивается "от хорошего к лучшему". В Чили пройдет очередной саммит стран - членов АТЭС. На предыдущий, в Мексике, президент Владимир Путин не попал из-за трагических событий на Дубровке.
Краткое пребывание Игоря Иванова в Уругвае приурочено к участию в качестве гостя на саммите стран МЕРКОСУР в присутствии министров иностранных дел всех государств Южной Америки. Тамошний позитивный опыт региональной экономической интеграции имеет прикладное значение для стран СНГ.
Главная часть визита Игоря Иванова, наверное, все-таки Бразилия, являющаяся ключевым партнером России в Южной Америке. За последние три года товарооборот между нашими странами возрос на 60% и в 2002 году достиг 1,7 млрд. долл. Двусторонние отношения приобретают новое качество. В октябре Бразилию впервые посетил российский министр обороны. Россия участвует в международном тендере по проекту закупки и возможного совместного производства в Бразилии современного сверхзвукового самолета на базе Су-35.
Узким местом продолжают оставаться экономические связи. Наш годовой товарооборот со всей Латинской Америкой не превышает 6 млрд. долл. Но дело не только в цифрах, тем более что они сопоставимы с уровнем нашей торговли с США. Россия торгует в основном ограниченным набором сырьевых товаров, в то время как две трети экспорта латиноамериканских стран - готовая продукция.
Однако есть потенциал - с учетом имеющихся наработок - для существенного роста экономических связей. Так, в Аргентине около 30% электроэнергии вырабатывается на российском оборудовании. В странах Латинской Америки используются около 900 российских самолетов и вертолетов. Реально сотрудничество в энергетике, нефтегазовой сфере, автомобилестроении, в промышленной кооперации с привлечением регионов и участием крупного бизнеса. Первая ласточка - возможное участие компаний "ЛУКОЙЛ" и "Газпром" в разработке новых газовых месторождений в Венесуэле.
Успех политической составляющей миссии Игоря Иванова не вызывает сомнений, но мера оценки результатов визита во многом определится прогнозируемым экономическим эффектом, хотя, конечно, глава внешнеполитического ведомства - не коммивояжер на службе государства. Но и здесь обнадеживает человеческий фактор. Во время недавней поездки в Тбилиси Игорь Иванов сорвал аплодисменты, обратившись к собравшимся с приветствием на грузинском языке. С собеседниками в Южной Америке в силу профессиональной подготовки он может общаться без переводчика на их родном языке - дар, который в тех краях глубоко чтят.