В российско-израильских отношениях разгорелся крупный скандал - спустя всего три недели после визита в Москву премьер-министра Ариэля Шарона. Израильское руководство обвинило Москву в пропалестинском подходе к урегулированию на Ближнем Востоке. Сами по себе такие претензии не новы. Новым является контекст событий, в котором прозвучало это обвинение, а также упреки в адрес президента Владимира Путина, которого Шарон называл "настоящим другом", в невыполнении собственных обещаний.
Как заявил "НГ" израильский дипломатический источник, во вторник генеральный директор МИД Йоав Биран выразил официальный протест Израиля российскому послу Геннадию Тарасову в связи с инициативой Москвы, распространившей в СБ ООН проект резолюции об одобрении мирного плана "Дорожная карта". Соответствующая резолюция была затем одобрена. Напомним, что план, выработанный так называемым ближневосточным квартетом (РФ, США, ЕС и ООН) предполагает создание палестинского государства к 2005 году в обмен на гарантии безопасности.
Критический взгляд Израиля на роль ООН и ее Совета Безопасности в палестино-израильском урегулировании известен. Дело в том, как разъяснил наш собеседник, что Израиль изначально выступал против принятия в СБ какой бы то ни было резолюции по "Дорожной карте", о чем хорошо было известно России. Во время визита в Москву делегации во главе с Шароном израильтяне потратили немало времени на переговорах в МИДе и Кремле, разъясняя свою позицию по данному вопросу. Израильские источники сообщили тогда, что Путин пообещал еще раз подумать над тем, стоит ли принимать резолюцию по "Дорожной карте". "Если это мешает вам, то мы давить не будем", - заявил президент.
Израиль признает "Дорожную карту" лишь с 14 поправками, которые составило его правительство. "СБ ООН не только не учел эти поправки, но еще и поставил нас на одну доску с палестинцами, которые своим террором сорвали выполнение мирного плана", - подчеркнул израильский дипломат. "Россия борется с терроризмом так же, как и мы, и нам казалось, что у нас есть взаимопонимание по данному вопросу, - сказал наш собеседник. - Теперь мы разочарованы". И хотя разногласия по ближневосточному урегулированию остаются, это не должно сказаться на других областях сотрудничества двух стран, считают в израильском МИДе.
В российском внешнеполитическом ведомстве "НГ" не стали комментировать случившееся.