Искусство должно удивлять! Этот трюизм получил еще одно подтверждение на аукционе русской живописи в Сотбис. Еще совсем недавно бытовало мнение, что в связи с редеющими рядами новых русских и их весьма опасных банков, аукционы русской живописи и антиквариата на Западе перестанут удивлять публику невероятным количеством денег и сомнительными качествами их обладателей. Однако аукцион русской живописи в Сотбис 19 ноября был беспрецедентно удачным.
Из 243 лотов, представляющих 131 художника, только 17% не были проданы. Следует заметить, что аукцион считается удачным, когда около 25% работ не находят покупателя.
Эскиз костюма Л.Бакста был продан за 720 тыс. долл. (цена дается вместе с премией покупателя). Это в 6 раз превышает его оценку в каталоге аукциона и почти в 10 раз больше, чем предыдущий рекорд продажи акварельного костюма Бакста. Сотбис выручил 11,5 миллиона долларов на этом аукционе, что для Русского отдела также является рекордом.
...Главный аукционный зал был переполнен. Дорогие работы продавались главным образом по телефону либо через московских маклеров, сидевших в зале, либо через десятерых телефонисток, расположившихся вдоль правой стены. Судя по их восклицаниям на русском языке, было понятно, что они находятся на связи с русскоязычной клиентурой. А их собеседникам, можно предположить, по каким-то причинам не хотелось показываться в аукционном зале, или у них попросту не было времени на то, чтобы терять половину делового дня на "такие мелочи".
Торги начались в 10.30 и закончились в 14.30. Обычно аукцион предполагается закончить в час дня, но аукционатор не спешил и выжимал для продавца как можно более высокую цену. Он даже приостановил продажу, когда телефонная связь с Москвой была прервана посередине торга, и три минуты ждал восстановления связи. И поступил правильно, поскольку покупатель снова включился в борьбу и повышал свое предложение до тех пор, пока не оставил всех соперников позади. Но такой случай, когда аукцион приостанавливается из-за одного телефонного клиента, - явление небывалое.
Наверное, можно объяснить эту беспрецедентную ситуацию тем, что оценки работ были весьма и весьма высокими, соответственно высоки будут и комиссионные Сотбис. Например, две работы Айвазовского были проданы больше, чем за 1 миллион долларов каждая. Поленов достиг рубежа 320 тыс. долл. Рекордом для Судейкина стала гуашь, за которую заплатили 267 тысяч. Большинство произведений было продано по более высокой цене, чем их оценка в каталоге.
Можно предположить, что покупатели этих дорогих работ не собираются везти их в Россию из-за пошлины в 30%, которую таможенное ведомство Российской Федерации берет за ввоз в страну предметов искусства. Если же кому-то захочется это сделать нелегально, то Уголовный кодекс РФ в части 2, в совершенно абсурдной статье 188 предусматривает ответственность за это деяние сроком от 7 до 15 лет тюремного заключения.
Представьте себе, как Россия обогатилась бы шедеврами ее собственного искусства, если бы господа чиновники обзавелись совершенно необходимой мудростью для отмены налога на ввоз культурного наследия России!
Между тем вывозили за рубеж 60 тысяч тонн русской культуры по указанию Ленина в 1918-1924 годах, частично с помощью предполагаемых друзей большевиков - американца Хаммера и стокгольмского торговца антиквариатом Арановича. Да и многие другие на Западе не зевали и хорошо поживились на коммунистическо-иконоборческой политике в области искусства и культуры.
Кажется мне, что нынешнему руководству культурой России пора бы задуматься об этой, болезненной до сих пор исторической несправедливости.