В минувший понедельник была подведена черта под многочисленными заявлениями государственных мужей о необходимости создания специального органа по борьбе с мздоимством среди чиновников. Владимир Путин своим указом учредил Совет по борьбе с коррупцией при президенте. Между тем вопрос о том, станет ли вновь созданная структура действительно эффективным орудием по борьбе с "системой откатов" или превратится в очередной декоративный орган, пока остается открытым.
Уровень представительства в созданном Совете - самый высокий. В него войдут руководители всех ветвей власти - исполнительной, законодательной и судебной. Впрочем, непосредственно бороться с коррупцией по-прежнему будут другие ведомства. "Для этого у нас есть МВД, Минюст и Генпрокуратура, - пояснил "НГ" источник в администрации президента. - Наделение Совета исполнительными функциями было бы просто нарушением Конституции".
В Минэкономразвития, представившем в Кремль первоначальный вариант, видели орган по борьбе с коррупцией несколько иначе. Источник "НГ" в МЭРТе констатировал, что "на выходе получилось не совсем то, что хотели". А хотели, в частности, включить в Совет общественность. Некоторые предлагали даже придать органу по борьбе с коррупцией самостоятельный статус в системе исполнительных органов власти. "То ли испугались общественности, обеспокоенной созданием очередного силового органа с непонятными, возможно, даже чересчур широкими полномочиями, то ли существующим силовым органам новая структура показалась излишней, что вероятнее, - рассуждал собеседник "НГ", - но созданный Совет решили ограничить теми функциями, который он в итоге получил".
При Совете создаются две профильные комиссии - комиссия по противодействию коррупции и комиссия по разрешению конфликта интересов. На них скорее всего и ляжет основное бремя борьбы со взяточничеством в рядах госслужащих. Первая будет заниматься скорее теоретическими изысками, то есть анализировать федеральное, региональное и местное законодательство на предмет норм и положений, создающих почву для коррупции, и готовить соответствующие предложения.
Вторая займется практическими вопросами, а именно - разбором конкретных дел, где, как и по каким причинам у госслужащих возник конфликт интересов. На рассмотрение этого органа будут выноситься поступки, "умаляющие авторитет госвласти" или поступки, вызывающие сомнения в объективности и беспристрастности лица, их совершившего. Члены этой комиссии даже могут приглашать на свои заседания чиновников органов власти любого уровня. Правда, комиссия "не рассматривает сообщения о преступлениях и правонарушениях, не проводит проверки по фактам нарушения служебной дисциплины". То есть ни коим образом не дублирует соответствующие правоохранительные ведомства. А "решения комиссии по разрешению конфликта интересов носят рекомендательный характер". Примечательно также, что состав комиссий еще не сформирован. Как сообщили нам в кремлевской пресс-службе, пока даже приблизительно неясно, кто станет их членами и будут ли там представители общественности.
Александр Шохин, возглавляющий рабочую группы РСПП по административной реформе, приветствует создание Совета. Между тем он отмечает, что борьба с коррупцией предполагает "более кропотливую работу". По мнению Шохина, созданный Совет - это скорее всего надстройка. Основание же - это законы прямого действия, разграничение функций исполнительной власти, ограничение присутствия государства в экономике в целом, а также повышение статуса гражданского общества, свобода СМИ. Шохин надеется, что Совет определит основные элементы по борьбе с коррупцией и будет "задавать тональность" всему обществу. В частности, он сориентирует правоохранительные органы на то, чтобы они "не увлекались делами десятилетней давности", но при этом даст понять бизнесу, что будет строго карать нарушителей действующего на сегодняшний день закона. В результате, резюмирует Шохин, может быть, что-нибудь и получится. Хотя, как замечает экономист, судьба других существующих сегодня Советов при президенте показывает, что "они скорее сбоку бантик", чем реально действующие структуры.