Глава 'Росагропромстроя' Виктор Видьманов не будет закрывать глаза на политтеррор.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Вчера лидер КПРФ Геннадий Зюганов в очередной раз обратился в ЦИК, Генпрокуратуру и президентскую администрацию с требованием прекратить информационную войну, развязанную против коммунистов на государственных телеканалах. Накануне прошла очередная серия информационных и аналитических телевизионных передач, где зюгановцы обвиняются во всех смертных грехах. Эти программы глава КПРФ охарактеризовал как "информационную диверсию самого низкого пошиба". "Мы просим предоставить нам равное время в телеэфире для ответов на всю ту грубейшую дезинформацию, которая льется в наш адрес".
Караулов, Брилев и другие пытливые телевизионщики с госканалов не устают изображать коммунистов расхитителями народного добра. У традиционного спонсора коммунистов и члена ЦК Виктора Видьманова, руководящего корпорацией "Росагропромстрой", обнаружена растрата бюджетных средств, найдены также банк на Кипре, вилла и сын-банкир, через которого папа перекачивает народные деньги в заграничный офшор. Все это тележурналисты Второго канала и ТВЦ разыскали одновременно и как бы независимо друг от друга.
Это называется "информированием избирателей о ходе предвыборной кампании". Во всяком случае, председатель Центризбиркома РФ Александр Вешняков до начала кампании уверял, что умеет отличать информирование от агитации и что подмены добросовестного освещения тенденциозной агитацией в неоплаченном эфире государственных СМИ его ведомство не допустит. Стало быть, то, что сегодня допущено, агитацией не считается. Или глава Центризбиркома не смотрит телевизор.
Между прочим, в вешняковском ведомстве есть специалисты, обязанность которых - сидеть перед экраном с хронометром и следить, чтобы всем партиям и блокам государственное ТВ выделяло равное количество минут, о всех рассказывало беспристрастным тоном хроникера. Равнодоступность и политическая нейтральность принадлежащих государству СМИ - категорическое требование избирательного законодательства. Если это требование не соблюдается, бессмысленно говорить о свободных и честных выборах. Неизвестно, что показывают секундомеры Центризбиркома, но любой зритель невооруженным глазом видит: информационные и информационно-аналитические программы всех госканалов без зазрения совести занимаются пропагандой в пользу "Единой России" и ее сателлитов.
У штабных работников КПРФ, которую все эти каналы "мочат" ежедневно и с наибольшим энтузиазмом, есть на этот счет исчерпывающая статистика. По их подсчетам, с 3 октября по 9 ноября "Единая Россия" присутствовала в информационных и аналитических программах первого и второго каналов 46 раз. Все упоминания об этой партии носили исключительно позитивный характер. Компартия за это время была представлена 38 раз, причем положительно о ней было упомянуто всего единожды, и то устами кандидата от КПРФ. Из партий "второго ряда" наибольшей популярностью у обоих госканалов пользовались ЛДПР и глазьевско-рогозинская "Родина". "Союз правых сил" и "Яблоко" мелькали на экране эпизодически, в сюжетах короче минуты.
"Информационная" политика государственного телевидения беззастенчива и бесхитростна: изо всех сил "пиарить" партию власти и дискредитировать КПРФ. Это очевидно не только коммунистам и их сторонникам. "Телевизионная "картинка" абсолютно необъективна, - считает депутат Госдумы от СПС Александр Баранников. - Два ведущих канала, Первый и "Россия", отдают явное преимущество одной партии - "Единой России". О ней идет только позитив. Если же показывают коммунистов, то в привязке к неблаговидным делам их спонсоров. Если речь о "Яблоке", тут же будет отмечено, что его финансирует опальный олигарх. Если это СПС, то сразу вспомнят байки про ненавистного Анатолия Борисовича".
Полностью согласен с коллегой зампред партии "Яблоко" Сергей Митрохин: "Это "административные" выборы, и государственные СМИ используются как административный инструмент. Все, что делает телевидение, делается только для того, чтобы увеличить отрыв "Единой России" от всех остальных партий, в первую очередь - от коммунистов".
А что же Центризбирком? Неужели там ничего не видят, ничего не слышат? Отнюдь. 17 ноября член ЦИКа с совещательным голосом Вадим Соловьев, представляющий интересы Компартии, передал руководству Центризбиркома официальную жалобу КПРФ на незаконное ведение предвыборной агитации на первом и втором каналах ТВ. В жалобе приведена подробная статистика по частоте, продолжительности и характеру агитационных сюжетов. Аналогичные обращения поступали в ЦИК и ранее. Удивительно, но факт: на каждое из них заявители получили достаточно оперативный, а главное - положительный ответ. То есть их претензии были признаны справедливыми и законными. Вот, скажем, заключение правового управления ЦИК по поводу предвыборных передач канала "Россия": "Таким образом, можно отметить, что со стороны организации, осуществляющей выпуск СМИ "Российское телевидение", существует тенденция систематического, целенаправленного распространения информации о различных, оцениваемых либо нейтрально, либо положительно, либо освещаемых в комплиментарном стиле событиях в деятельности политической партии "Единая Россия" и в основном негативной либо с негативными комментариями информации о событиях, связанных с деятельностью партии КПРФ".
В другом письме правового управления ЦИК то же самое, буквально слово в слово, сказано о предвыборных передачах ОАО "Первый канал". И на Первом о "Единой России" - либо нейтрально, либо комплиментарно, о КПРФ - только плохо. Таким образом, тенденциозность обоих госканалов - юридически установленный факт. Установленный юристами Центризбиркома, а не КПРФ или СПС. Очевидно, у юристов не было никакой возможности квалифицировать действия телекомпаний каким-либо иным образом. Но, правда, им и не было нужды кривить душой, ведь наказывать беззаконников не входит в обязанность правового управления. Это должен делать Центризбирком - с привлечением, если надо, правоохранительных органов. А Центризбирком заключений своих юристов, судя по всему, не читал. Или читал, но не согласился с ними. По крайней мере никаких санкций, предусмотренных законом, ведомство Вешнякова пока не приняло ни в отношении госканалов, ни в отношении рекламируемой ими партии. Агитационный "беспредел" день ото дня только крепчает, и до 7 декабря телезрители просто обречены с утра до вечера восхищаться мужественным, добродетельным и мудрым Грызловым и содрогаться от лицезрения лживого, трусливого, продажного Зюганова. Таковы условия предвыборной борьбы, принятые в соответствии с доктриной "управляемой демократии".