Завтра исполняется 40 лет со дня убийства Джона Фицджеральда Кеннеди. Кто убил и за что - окончательной ясности нет и, видно, никогда не будет. Зато есть множество прямых и косвенных доводов в пользу того, что в его смерти были прямо заинтересованы и верхушка ВПК, и мафия, и нефтяные бароны, и кубинские контрас. Интересы слишком влиятельных групп затронул 35-й президент США, когда попытался подчинить групповые и клановые интересы общенациональным.
Те, кто "заказал" Кеннеди, затем сделали все, чтобы воспрепятствовать раскрытию тайны "преступления века". Ну а американский истеблишмент в последующие десятилетия не очень-то добивался правды: уж очень она могла стать неприглядной. Лучше, рассудили, не ворошить прошлое, не будить монстров, не генерировать ощущение собственной ущербности, когда страна проживания вдруг предстает местом, где реально верховодят силы зла. Поставили точку - и ладно. Усилия отдельных правдоискателей не в счет.
Сегодняшняя Россия по многим признакам похожа на Америку 40-летней давности. У нас тоже есть свой Вьетнам - Чечня. У нас, как и в Америке 60-х (с ее убиенными братьями Кеннеди и доктором Кингом), не умеют, а точнее, не хотят раскрывать политические убийства. У нас так же, как у них тогда, широко распространена практика дискриминации по половому, кастовому или этническому признаку. Люди у нас делятся на граждан с пропиской и "неграждан" (гастарбайтеров, беженцев, бомжей), "наших" и "не наших", "черных" и "белых" (в буквальном и переносном смысле), "евреев" и "неевреев", "новых русских" и "старых"...
Гражданское общество у нас в самом зачаточном состоянии, а растиражированный партией власти лозунг "мощная Россия - единая Россия" имеет разве что имперское и электоральное прочтение. Зато спецслужбы столь же всесильны, как и ФБР эпохи Эдгара Гувера. Влияние же на жизнь общества разного рода мафий - общих детищ криминалитета, бизнеса и власти - вполне сопоставимо с тем, что было 40 лет назад в США, когда во время кубинского кризиса американские "авторитеты" активно финансировали неудачную операцию ЦРУ по низвержению режима Фиделя Кастро...
А что Америка? Разве она такая уж "белая и пушистая" - в сравнении с самой собою 40-летней давности? Да, Москва уже не может в ответ на американский реприманд в связи с арестом Ходорковского бросить в адрес США обвинение в стиле "а у них там негров линчуют". Зато может - и вполне резонно - напомнить американцам про узников-талибов с острова Гуантанамо, которые непонятно в каком статусе там третий год сидят, не зная, когда и какой суд их ждет.
А разве - вернемся к "нефтяному" следу в заговоре против Кеннеди - не очевидным стало такое следствие "преступления века", что интересы и представительство "техасских парней" в последующих (а в нынешней - особо зримо) администрациях США оказались прописаны очень жестко. Причем настолько, что любая значимая корректировка внутренней или внешней политики теперь представляется почти невероятной.
Но у них, в Штатах, все-таки есть хоть какая-то система сдержек и противовесов. При которой иногда случаются такие ситуации, когда главный спонсор избирательной кампании действующего президента (корпорация Энрон) терпит финансовый крах, а ее руководители подвергаются уголовному преследованию. И не из-за того, что вдруг стали финансировать демократов, а потому, что просто-напросто проворовались. Или когда действующего президента ловят на адюльтере, а независимый прокурор (ау, где они в России?) чуть не доводит "дело Моники" до импичмента главы государства. А еще в США уже давно не держат годами под арестом тех, кто не представляет собой угрозы обществу, а отпускают их под залог до суда...
Мы с Америкой сейчас вступили в новый период конфронтации. Правда, не между собой, а вроде бы в альянсе против "других" - международных террористов, "нестабильных режимов", распространителей ОМУ и т.д. Но у нас до сих пор не "состыкованы" цели, целеполагание действий сторон разнится. "Наши подонки" могут быть их "террористами", и наоборот.
Как и при Кеннеди-Хрущеве, многое продолжает зависеть от личных качеств двух президентов, а также от взаимоотношений между ними. Не будь эти отношения между Путиным и Бушем дружественными и доверительными, и можно легко себе представить, насколько все осложнилось бы между Россией и Америкой в сюжетах с Ираком, Ираном, Ходорковским и т.д.
Оценивая итоги последнего саммита Путин-Буш, российский МИД отмечал, что его главным итогом стала "уверенность в том, что отношения между Россией и США будут и дальше развиваться устойчиво и динамично", что в Кэмп-Дэвиде был "сделан новый шаг на пути формирования реального партнерства между Россией и США, основанного на учете и уважении интересов друг друга".
Увы, означенная уверенность все более сходит на нет. Ибо, как мы все убеждаемся, в том числе в ситуации с "делом ЮКОСа", интересы правящих верхушек двух стран сильно расходятся, а ценностный разрыв между ними сохраняется. Но если так, то тогда воздействие электоральных циклов и разного рода экстремальных ситуаций на характер и содержание двусторонних отношений возрастает.
"Кто потерял Россию?" - опять задают вопрос в США, на этот раз уже не Клинтону, а Бушу. "Кто опять продает Россию?" - слали весь последний год сигналы Путину российские "патриоты" и "неоконсерваторы".
Оба президента теперь вынуждены в гораздо большей степени оглядываться на подобные предостережения.
Когда "ушли" Кеннеди, а годом позже - Хрущева, наметившаяся было разрядка в отношениях между двумя сверхдержавами отложилась еще на двадцать с лишним лет. К радости политических и военных ястребов, борцов с "измами" по обе стороны океана и бесчисленных клевретов в разных уголках мира, кормившихся кто с руки Вашингтона, а кто Москвы.
Сейчас, 40 лет спустя, ткань наших двусторонних отношений хотя и окрепла, но она все еще может быть с легкостью прорвана в результате электоральных пертурбаций. Или, не дай Бог, реализации заговора тех сил, которые хотят вернуть все назад.