Ахмад Кадыров не исключает переговоров с бывшим президентом Ичкерии Асланом Масхадовым. Об этом президент Чечни, ранее категорически отрицавший подобную возможность, заявил на пресс-конференции в Москве. При этом единственным условием, предваряющим такие переговоры, Ахмад-Хаджи назвал "признание Масхадовым своей недееспособности в тот период, когда он занимал пост главы республики".
Однако Масхадов, судя по всему, никак не согласен признавать свою недееспособность ни в прошедший период, ни в настоящий. Наоборот, он продолжает заявлять о намерении создать на юге Чечни "Независимую горную Ичкерию". Как сообщил информационным агентствам официальный представитель регионального оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией на Северном Кавказе Илья Шабалкин: "Эту идею Масхадова за рубежом пропагандируют его эмиссары. Прежде всего - Хожахмед Нухаев. О "Независимой горной Ичкерии" он рассказывает на различных правозащитных собраниях".
Создается впечатление, что Кадыров пытается решить сразу две задачи: повысить свою легитимность (известно же, что выборы Масхадова были более демократическими и свободными) и добиться сдачи оружия теми бандформированиями, которые подчиняются Масхадову. Кстати, глава Чечни уже не в первый раз подтвердил, что имеет контакты с Русланом Гелаевым. Однако многомесячные переговоры с одним из лидеров незаконных вооруженных формирований, судя по всему, ни к чему не приводят.
Что касается Масхадова, то, похоже, в отношении экс-президента Ахмад-Хаджи питает определенные надежды. Не случайно в минувшую пятницу в Москве Кадыров встретился с его бывшим представителем в столице, ныне одним из кандидатов в Госдуму от Чечни Саламбеком Маиговым. И даже заявил, что поддерживает "этого человека, его политику". Обе стороны после встречи говорили, что просто "обсуждали ситуацию в республике", однако скорее всего речь шла именно о переговорах с Масхадовым. Хотя в свое время Маигов и был отстранен Масхадовым от обязанностей эмиссара, без сомнения, Маигов имеет контакты со своим бывшим начальником. Косвенно это подтвердил и присутствовавший на встрече спецпредставитель президента РФ по правам человека в Чечне Абдул-Хаким Султыгов, заявивший, что "президент Чечни провел серию контактов с полевыми командирами, и сегодня состоялась его встреча с ярким представителем политического крыла той стороны".
Судя по всему, политические процессы в республике - референдум, амнистия, выборы президента - не дали ожидаемого эффекта. Только за один день, тот самый, когда в Москве президент Чечни делал заявления и вел переговоры с Маиговым, в республике обнаружили "Жигули" с 300 кг взрывчатки, взорвали две нефтяные скважины, а в ходе спецоперации по освобождению похищенных в Чечне еще в прошлом году двух сотрудников прокуратуры на территории соседней Ингушетии погибли 5 сотрудников ОМОНа, 11 были ранены.
Неудивительно, что, как заявил на днях в Ростове-на-Дону командующий Северо-Кавказским военным округом Владимир Болдырев, "группировка войск в Чечне достигла своего оптимального количества" и "каких-либо крупных сокращений войск теперь не предполагается". Хотя, как известно, ранее о таких сокращениях говорилось немало, войска так и не выводились.
О том, что военным не удается переломить ситуацию в свою пользу, говорит и тот факт, что региональный оперативный штаб группировки войск в Чечне объявил о вознаграждении в размере 100 тыс. долл. за информацию об одном из главарей чеченских бовиков Абу аль-Валиде. По словам представителя штаба Ильи Шабалкина, деньги будут выделены из средств, найденных в тайниках боевика Тазабаева.