Основным фактором, дестабилизирующим сегодня обстановку на таджикско-афганской границе, является резкое увеличение попыток переправы наркотиков из Афганистана. Напомню, что российские пограничники стоят на Пяндже вот уже более 11 лет (отсчет ведется от 19 октября 1992 года, когда на базе Оперативно-войскового отдела тогдашнего Среднеазиатского пограничного округа была создана Группа пограничных войск России в Республике Таджикистан), и печально рекордным годом в этом отношении был 2001-й. Тогда из незаконного оборота было изъято 5452,2 кг наркотиков (при доле героина 2432,1 кг). И в этом году ситуация повторяется: за 10 месяцев текущего года задержано уже 4888,095 кг, из которых 2575,659 кг составляет героин (63% этого "тяжелого" наркотика было изъято на участке Московского пограничного отряда). Кстати, по героину - это своеобразный печальный рекорд за все 11 лет нахождения российских пограничников на Пяндже. А соответствующие показатели 2002 г. в этом отношении уже перекрыты на 22%, и все идет к тому, что будут поставлены новые "черные" рекорды. Ибо наркотик через Пяндж пытаются перебрасывать уже тоннами. А "пешие караваны" с опиумной отравой с начала 2003 года задерживались 97 раз. Все это свидетельствует о том, что, к сожалению, антитеррористическая операция в Афганистане и последующие усилия по реконструкции этого государства не смогли остановить наркотическое производство в этой стране.
О том, что проблема контрабанды наркотиков из Афганистана остается острой, подтверждают и многочисленные заключения международных экспертов. В частности, в докладе исполнительного директора Управления ООН по наркотикам и преступности Антонио Мария Коста "Опиумная экономика в Афганистане: международная проблема" говорится о всплеске наркоторговли в Афганистане в 2002 году. Там приводятся такие цифры: "В 1994-2000 гг. продажа опиума обеспечивала афганскому населению доход в 150 млн. долл., или 750 долл. на семью, занимавшуюся его производством. В 2002 году общий доход дошел до 1,2 млрд. долл., или 6500 долл. на семью". В докладе подчеркивается также, что "демонтаж опиумной экономики будет идти долго и сложно". А во время недавней встречи со мной региональный представитель Управления ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН) в Центральной Азии Джеймс Каллахан еще раз подтвердил, что в Афганистане в сравнении с предыдущими годами посевы опийного мака увеличиваются, а значит, из года в год будет расти и наркотрафик в соседние страны (в том числе, следует полагать, и в Таджикистан). Он сообщил также, что ситуация по культивированию мака в ближайшие годы вряд ли претерпит изменения, потому как экономические меры, предпринимаемые правительством Афганистана не изменяют обстановку. "Для ее улучшения потребуется минимум 10-15 лет", - таков прогноз г-на Каллахана.
Исходя из всего этого, актуальность нахождения российских пограничников на Пяндже не может вызывать сомнения. Об этом свидетельствует и мнение Штаб-квартиры УНП ООН в Вене. Там серьезно рассчитывают на дальнейшее взаимодействие и сотрудничество с Пограничным управлением ФСБ России в области борьбы с контрабандой наркотиков через таджикско-афганскую границу.
В свою очередь, в описанных выше условиях российские пограничники из года в год постоянно совершенствуют формы и методы своей оперативно-служебной деятельности и стараются не только адекватно отвечать на каждое изменение тактики и стратегии наркомафии, действующей через Пяндж, но и предугадывать ее ходы. Подчеркну, что вопрос переправ наркотических средств через границу давно уже решается не стихийно, а разрабатываются целые операции, в организации которых участвуют совместные группы наркоструктур Афганистана и таджикского приграничья. Тщательно определяются маршруты переброски наркотиков, которые в случае удачной переправы не уносятся сразу в глубь территории страны, а складируются в заранее подготовленных местах. Выжидается время, и наркотики транспортируются дальше. При этом пограничникам противостоит сильный, хорошо организованный и технически оснащенный противник, переигрывать которого бывает очень сложно.
Важная составляющая в этой борьбе - это дальнейшее укрепление контактов между правоохранительными органами государств СНГ, и прежде всего Таджикистана, привлечение значительных сил и средств в проведение совместных операций по пресечению наркопереправ. Все это дает свои результаты. Скажем, за 10 месяцев 2003 года российскими пограничниками в ходе совместных операций с сотрудниками таджикского Агентства по контролю за наркотиками (АКН), МВД, Министерством безопасности РТ, Комитетом по охране государственной границы республики из незаконного оборота было изъято 660 кг наркотиков, в том числе героина - 564,6 кг. Взаимодействие российских пограничников с силовыми структурами Таджикистана высоко оценивают те же международные эксперты. Так, в разделе "Западная Азия" ежегодного доклада Международного комитета по контролю за наркотиками за 2002 год сказано: "Комитет высоко оценивает тот факт, что власти Таджикистана тесно сотрудничают с властями Российской Федерации в вопросах пограничного контроля, особенно в том, что касается проблемы незаконного оборота опиатов, поступающих из Афганистана".
Да ведь и когда мы говорим "российские пограничники", то надо учитывать тот факт, что среди военнослужащих российской погрангруппировки на Пяндже гражданство Таджикистана в настоящее время имеют 7% офицеров, 17% прапорщиков, 71% военнослужащих по контракту и 99% военнослужащих по призыву.
Кроме проблемы контрабанды наркотиков и оружия практически все 11 лет российские пограничники сталкиваются с проблемой незаконной миграции. На счету сотрудников службы погранконтроля сотни задержанных нарушителей государственной границы, граждан с поддельными, чужими и подложными документами. Во взаимодействии с национальным Министерством безопасности было ликвидировано несколько каналов незаконной миграции граждан Афганистана в страны СНГ и дальнего зарубежья.
В настоящее время соединения и части Пограничного управления ФСБ России в Республике Таджикистан имеют достаточно сил и средств для отпора всем нарушителям южного рубежа СНГ независимо от национальной, религиозной и политической принадлежности.