- Как вам кажется, Иван Иванович, почему найти деньги ЮКОСа в кассе КПРФ так важно и для ваших оппонентов, и для противников Ходорковского?
- По-моему, это абсолютно ясно. Для партии власти "склеить" КПРФ с каким-нибудь олигархом - простейший способ дискредитировать оппозицию. Какие же, мол, это коммунисты, защитники народных интересов, если их содержат олигархи? Недавно у нас искали "деньги Березовского", теперь в центре скандала - ЮКОС, поэтому ищут "деньги Ходорковского". Заодно организаторы этой пропагандистской кампании решают, видимо, и другую задачу - скомпрометировать Ходорковского в глазах его коллег по бизнесу. Между тем он сам назвал те партии, которым он симпатизирует и помогает, но этого как бы никто не заметил.
- Все, однако, заметили, что реакция КПРФ на арест хозяина ЮКОСа была несколько неожиданной┘
- А что в ней неожиданного? Если кто-то в самом деле поверил, будто президиум ЦК КПРФ мог выдвинуть Ходорковского кандидатом в президенты, то, видимо, сам этого хотел либо использовал очень недоброкачественный источник информации.
- Но вы, мягко говоря, не одобрили действия Генпрокуратуры.
- Можно сказать и точнее: мы не поддержали официальную версию всей этой кампании против ЮКОСа. Власть хочет показать, что она таким образом пытается восстановить законность, приструнить зарвавшихся олигархов, вернуть народу награбленное, а на наш взгляд, это чистейшей воды имитация. Впереди выборы, сначала - парламентские, потом - президентские, это вынуждает наших правителей изображать из себя борцов за социальную справедливость. Вот они и изображают. За неимением лучшего взяли и посадили Ходорковского. Разве не понятно, что это ритуальная жертва?
- Вы полагаете, олигарха подержат в СИЗО до выборов, а потом отпустят с миром?
- Я думаю, для самой жертвы это не очень приятный ритуал. Если бы Ходорковский согласился остаться за границей, у власти не было бы проблем, что делать с ним и его бизнесом. Но он не уехал, и теперь, хочешь - не хочешь, надо доводить дело до суда. А устраивать открытый процесс над таким крупным бизнесменом - опасно для режима. Так что прогнозировать финал этого спектакля сложно. Тем более что, на мой взгляд, арест Ходорковского - это фальстарт. Президентские выборы - только в марте, за пять месяцев еще может образоваться "обратная волна", которая накроет тех, кто начал эту акцию.
- А может, в вас говорит политическая ревность? Вам не нравится, что президент Путин перехватывает ваши лозунги, выполняет вашу программу борьбы с олигархическим капитализмом, вот вы и говорите: имитация, спектакль┘
- Наша программа в сжатом виде изложена в четырех вопросах, которые мы предлагали вынести на всенародный референдум. Первым пунктом там как раз стоял вопрос о национализации природных ресурсов. Мы предлагаем вернуть землю и недра их законному собственнику - народу России, и тогда проблема изъятия сверхдоходов, получаемых сырьевыми олигархами, отпадет сама собой. Если бы Путину понравилась наша программа, мы были бы только рады. Но вы же помните, как всполошилась его администрация, какие меры были приняты, чтобы не допустить этого референдума! Решить проблему законным и принципиальным образом не захотели, а вместо этого устраивают показательный арест миллиардера, который им чем-то не угодил, и хотят, чтобы люди поверили, будто это борьба с олигархией. Но мы такую борьбу уже видели. Что изменилось для простого человека после изгнания Гусинского и Березовского? Какая обществу польза от того, что у одних магнатов собственность отобрали, а другим передали? Нам хотят внушить, будто "дело ЮКОСа" - это начало пересмотра результатов незаконной приватизации. Но поверить в это невозможно. Если нынешняя власть считает проведенную приватизацию несправедливой, она, очевидно, должна сделать все, чтобы не повторять тот опыт. Однако на деле мы видим совсем другое - приватизационная политика остается той же, что и при Чубайсе. Давайте заглянем в проект федерального бюджета на 2004 год: в плане приватизации значится, например, каспийский порт "Оля". Не так давно из бюджета было выделено 50 миллионов рублей на модернизацию этого порта, теперь же правительство выставляет его на продажу за 6 с половиной миллионов. Другой пример - Томский спиртзавод. Только что государство вложило в его развитие 200 миллионов рублей, а продать его планируется за 5 миллионов. Как видим, ничего не меняется, государственное имущество распродается по дешевке. Причем уровень цен, заметьте, определяет правительство, а не покупатели.
- В избирательном списке КПРФ есть люди из ЮКОСа. Это не сказалось на вашем отношении к событиям вокруг компании?
- В общем-то, это опять вопрос о "деньгах Ходорковского". Могу только повторить: их у нас нет. А что касается наших отношений с Сергеем Муравленко и Алексеем Кондауровым, то они установились довольно давно и вне связи с их работой в ЮКОСе. Муравленко, кстати, там уже и не работает. А сотрудничаем мы с ним около десяти лет, и Ходорковский никакого отношения к этому не имеет. Просто в любой коммерческой структуре есть люди, которым близки наши позиции, и ЮКОС - не исключение. С Алексеем Кондауровым мы познакомились, если не ошибаюсь, в 1994 году. В знак протеста против расстрела Верховного Совета он ушел тогда из органов госбезопасности, и этот поступок имеет для нас более важное значение, чем его работа в компании у Ходорковского.
- А вы не опасаетесь, что обоих ваших кандидатов могут притянуть к "делу ЮКОСа"?
- Мы уверены, что для этого у следствия нет никаких оснований. Но ожидать от нынешней власти можно, конечно, всего. Вот возник, например, интерес к концерну "Росагропромстрой", которым руководит член президиума ЦК КПРФ Виктор Видьманов. Этот концерн последние пять лет кто только не проверял, одни ревизоры уходят, другие на пороге стоят, могли бы уже десяток уголовных дел открыть, если бы там что-то было не в порядке. Но до выборов в этом, видимо, не было необходимости, а сейчас - самое время завести дело на "красного олигарха". На губернаторов, которые отказались обслуживать "Единую Россию", в этом году тоже идет такое давление, которого никогда раньше не было. Если верить государственному телевидению, то все безобразия у нас творятся только в тех регионах, где руководители - коммунисты. Против камчатского губернатора Машковцева возбудили уголовное дело за то, что в прошлую зиму он не дал нескольким районам замерзнуть. За это положено спасибо говорить, а ему инкриминируют "нецелевое использование средств", словно он положил эти средства себе в карман. Если власть поставила задачу душить оппозицию, то, конечно, она найдет для этого сколько угодно поводов и способов. Правда, я думаю, она сильно рискует, прибегая к таким грубым методам. Выборы губернатора в Санкт-Петербурге показали, что избирателям не нравится, когда их "обрабатывают под давлением".