Назначение Дмитрия Медведева главой кремлевской администрации, а Ильи Клебанова - полпредом президента в Северо-Западном округе некоторые наблюдатели расценили как первую победу либералов после серии крупных поражений в октябре. Значимые посты достались людям штатским. Хоть и питерцам - но не ястребам. Правда, один юрист, а другой связан с ВПК - но все-таки не гэбисты и не из боевых генералов. Лучом света на фоне сплошной череды плохих новостей кажутся последние решения президента. Таково по крайней мере восприятие западных биржевиков, далеких от наших подковерных баталий: рынок российских акций стал осторожно приподнимать голову.
Но уместен ли такой оптимизм, если после главного демарша - ухода в отставку Александра Волошина - никаких других политических решений на самом деле не было? А произошли чисто аппаратные, рутинно-бюрократические назначения. В кресло руководителя администрации сел его первый зам. А первым замом стал просто зам. То же и в Питере: вначале один вице-премьер стал полпредом. Когда же место освободилось, его занял другой бывший вице-премьер, ранее пониженный до просто министра. Что это теперь для Клебанова - очередное понижение или повышение? А, не все ли равно. Ясно только, что Северо-Западу будет от Клебанова ни горячо ни холодно.
Реальные события - уход из Питера строптивого Владимира Яковлева, уход из Кремля самостоятельного и властного Александра Волошина - все главное уже позади. Остальные вопросы - чисто технические. "Не место красит человека, а человек место" - эта самая актуальная из поговорок сегодня гипертрофируется до формулы: нет человека - нет и места. Был секретарем Совбеза Сергей Иванов - был и Совбез. Был почти таким же влиятельным органом как при Александре Лебеде, остановившем чеченскую войну. Ушел Иванов на другую работу - где сейчас Совбез, чем он вообще занимается?
Волошин был не просто начальником президентской канцелярии, а по праву (хотя и не де-юре) вторым лицом в государстве. Управделами всей России, как его еще называли. Он не исполнял приказы, а сам формировал все наиболее важные, стратегические решения. Он своими руками создал и положил к ногам президента ультрасовременную машину управления страной. Настолько хорошо отлаженную, что, скажем, парламентом можно было руководить по пейджеру, не покидая кремлевского кабинета. А в иных отраслях механизмы и вовсе заработали на автопилоте. Телевидение и пресса стали самоцензурироваться и вырабатывать для себя перечни самоограничений. Губернаторы самоустранились от текущей федеральной политики и сосредоточились на составлении планов грядущих пятилеток: как нам улучшить транспортное снабжение страны, как развивать физкультуру и оздоравливать нацию.
Эта машина президенту так понравилась, что он решил: никаких конструктивных изменений в нее вносить уже не надо. Инженер-конструктор более не требуется. Достаточно посадить за руль грамотного и психически уравновешенного водителя. Работника без крупных амбиций, но с хорошей реакцией.
А вот на эту роль лучшего человека, чем Дмитрий Медведев, пожалуй, что и не найти. На посту председателя совета директоров "Газпрома" он умудрялся так филигранно руководить этим беспокойным хозяйством, что его присутствия там никто не заметил. Лишь однажды он чуть было не проявил себя - чуть было не поддержав Грефа и Газизулина, попытавшихся запустить демонтаж монополии. Но Медведев вовремя сориентировался, принюхался к воздуху в центре Москвы, почуял перемену погоды - и отошел в сторону. Еще успешнее этот сановник реформировал госслужбу. Никто не мог его упрекнуть в том, что реформа не движется - напротив, из администрации в Думу регулярно поступали соответствующие законы. Но при этом ничье спокойствие эти законы не возмущали, никого не трогали - ни левых, ни правых, ни тем более саму "перестраиваемую" бюрократию. Ранее столь же четко, безукоризненно и незаметно Медведев руководил путинским предвыборным штабом.
Одним словом, на смену большого кремлевского начальника пришел технический руководитель канцелярии. Как если бы на футбольное поле после ухода травмированного форварда был выпущен крайний защитник. 46-й номер. Под таким фигурирует Медведев в последнем рейтинге 100 ведущих политиков России (см. "НГ" от 31 октября). К техническому правительству и техническому парламенту добавилась техническая администрация президента. Вертикаль власти получила идеальную геометрическую завершенность. Вместо "двухбашенного" Кремля - одна звездочка на самой вершине. Торжество единомыслия и единоначалия.