"Умирайте вовремя. Помните регламент" - эти стихотворные строки наглядно иллюстрируют положение дел с руководящими оппозиционными кадрами. Как известно, кадровый вопрос зачастую оказывался решающим для той или иной политической силы даже в более стабильной обстановке. Не говоря уже о нынешнем неспокойном времени.
Наблюдатели не раз подчеркивали острую нехватку перспективных оппозиционных лидеров на фоне отчетливого смещения общественных настроений влево. Конечно, имидж главного оппозиционера пока держится за Геннадием Зюгановым, но этого явно недостаточно для того, чтобы повести за собой вновь "полевевших". Тем более что даже его внутрипартийные дела, по-видимому, оставляют желать лучшего. На прошлой неделе оппозиционные газеты кинулись защищать лидера КПРФ от журналистской "несправедливости", из чего аналитики сделали вывод, что в самой оппозиции в отношении него зреет недовольство. К нему на самом деле можно предъявить множество претензий по поводу прошлых неудач партии и ее союзников. Но гораздо более серьезными представляются опасения в политической бесперспективности Геннадия Зюганова как человека, способного консолидировать оппозицию и в конечном итоге выиграть борьбу за власть. Все понимают, что ключевую роль здесь играет не столько мощь стоящей за ним партии, сколько его собственные личностные качества. Похоже, что в этом смысле для Геннадия Зюганова уже начался обратный отсчет.
Одно время казалось, что в свободную нишу лидера всей оппозиции (а не только одной ее части, пусть даже самой организованной и влиятельной) сможет вписаться Геннадий Селезнев. Его безусловным преимуществом был официальный статус четвертого лица в государстве. Однако по известным причинам его размежевание с бывшими однопартийцами все же состоялось, что катастрофическим образом сказалось на его рейтинге. О президентских амбициях Геннадию Николаевичу пришлось позабыть. По крайней мере на ближайшее время. То же можно сказать и о Сергее Глазьеве, еще недавно числившемся восходящей звездой левых. Его выдавливали более ювелирно, чем Селезнева, но с одним и тем же результатом. Выход Глазьева в самостоятельное политическое плавание делает его перспективы в оппозиции более чем туманными.
С появлением на втором месте в списке КПРФ бывшего губернатора Краснодарского края Николая Кондратенко некоторые аналитики попытались предсказать ренессанс последнего как одного из ведущих оппозиционных политиков. Но, вероятнее всего, они поторопились. Похоже, что шестидесятитрехлетний член Совета Федерации, назначенный туда своим преемником Александром Ткачевым, уже проиграл последнему главную битву своей жизни - за Кубань. Молодой губернатор оказался довольно чуток к веяниям во власти и уверенно уводит край в лоно "Единой России". Вряд ли кубанцы простят такое своему бывшему "батьке" - в свое время именно публичная поддержка Кондратенко оказалась решающей для избрания его преемника.
Тем не менее без яркого оппозиционного лидера левые обречены. И похоже, что сами они все больше приходят к осознанию этого. На основе имеющегося опыта приоритет может быть отдан тому, кто не соскочит с оппозиционного поезда в критические моменты. Таковыми могут стать два года ближайших президентских выборов - 2004-й и 2008-й. Исходя из этого, речь следует вести о политике, возраст которого позволял бы гарантировать возможность участия в обеих президентских гонках. В этом случае не обойтись и без команды единомышленников, готовых работать на перспективу. Не говоря уже о наличии широкого спектра разнообразных ресурсов, в том числе и влияния на политическую элиту. И, самое интересное, такой человек не может прийти в оппозицию извне - она его попросту не примет. Это может быть только тот, кого знают и поддерживают внутри самой оппозиции.
Похоже, что кандидатура Геннадия Зюганова не соответствует ни одному из перечисленных критериев. И здесь возникает закономерный вопрос: найдется ли у левых такой политик, какой нужен им самим?