В современном политическом языке сложно найти термин, который остался бы незатертым, несмотря на каждодневное использование. Можно сказать, происходит своеобразный "удар политической практики по политическим понятиям".
Тем не менее и к избирателям, и к своим коллегам по цеху надо выходить с предложениями, идеями, содержащими эти самые понятия. Остается что? Либо эти понятия придумывать, либо приспосабливать к сегодняшнему дню существующие, либо пытаться придать известным понятиям новый смысл. Анатолий Чубайс составил из известных слов новое словосочетание, взбудоражившее политическую общественность: "либеральный империализм". Словосочетание, позволяющее СПС частично загрузить свой политический багажник идеями, которые до этого момента были монополизированы "государственниками". Избирателям-"коллективистам" своим ярким ходом Чубайс просигналил: "Я не только за личную свободу и частную собственность в ущерб "общественным интересам"! Я - за великую державу!"
Слабые попытки либералов занять патриотическую нишу предпринимались и ранее, но настолько коряво, что высказывания такого рода (в частности, Немцова) наталкивали на мысль о том, что "патриотизм - последнее прибежище негодяев".
Чубайс не просто пытается "прибрать к рукам" патриотизм. Он играет крайне позитивную роль, становясь инициатором диалога различных политических сил о том, каким образом вообще идея патриотизма соотносится, скажем, с экономическими взглядами - как социальной группы, так и отдельного индивида. Он пытается сломать сложившийся баланс политических сил и таким образом придать избирательной кампании интригу - причем кампании не только парламентской, но и, возможно, президентской!
Что важно в условиях нынешнего избирательного законодательства: средствам массовой информации запрещено агитировать за партии и программы, под термин "агитация" подпадает практически любое упоминание о той или иной партии, но закинутую Чубайсом "удочку" - "либеральный империализм" - можно обсуждать сколько угодно! Безо всякого упоминания СПС, Чубайса. Тем не менее когда-нибудь, поближе к выборам (в результате и "бесплатного" обсуждения, и официальной политической рекламы), в голове избирателя два этих понятия - СПС и "либеральный империализм" - свяжутся в единую цепочку.
Говоря технологическим языком, Чубайс на ровном месте придумал информационный повод, мимо которого уже не смог пройти Первый канал (недавняя передача Светланы Сорокиной "Основной инстинкт" была посвящена "либеральному империализму").
Сам Чубайс относится к этому более серьезно, говоря о "введении в общественную дискуссию проблематики нового поколения". Так ли это? Жизнь покажет.
Зато решается еще одна из тактических задач - переманить к себе часть "яблочников". Судя по тому, что происходит в регионах, между СПС и "ЯБЛОКОМ" вместо договоренностей, напротив, накаляется борьба. Митрохин в ряде региональных СМИ прямо обвиняет Чубайса как заказчика черного "антияблочного пиара".
В целом же можно сказать, что утвердившийся в головах политически активных россиян график расположения политических сил - от государственников к либералам, от сторонников власти к оппозиции - оказался неожиданно многомерным.
Для обоснования нового термина Чубайсу приходится изрядно "переворошить" историю России. Что тоже достаточно модно - книга Фоменко, утверждающего, что вся известная нам история написана родом Романовых и в интересах Романовых, не залеживается на книжных прилавках. Чубайс пытается всего лишь предоставить иную версию событий последних 10-15 лет.
По Чубайсу - все власть имущие инстинктивно выбирают правую идеологию. В качестве иллюстрации - видимо, реальная история "о том, как в 1995 году Анатолий Борисович уговорил Виктора Степановича не допустить дефолта России". Ну или частично реальная. Во всяком случае, никаких опровержений со стороны Черномырдина не последовало.
Таково мое мнение о том, почему Чубайс выступил с идеей "либерального империализма" именно сейчас и почему именно с ней.
Обратимся же к самой идее, провозглашенной Анатолием Борисовичем.
Базовые ценности: свобода, частная собственность, "приспособленные к нашему климату", и государство, которое их гарантирует и защищает. Ну и кто возразит? Найдутся и такие, но - немногие. "Российский рынок никогда не будет копией французского или английского", "менталитет русского предпринимателя никогда не будет американским", - ну и ладно, хотя тоже найдется некоторое количество противников-"западников". Казалось бы, особой-то новизны и нет, но главное то, что, пожалуй, впервые заявлено о прагматизме России в отношении постсоветского пространства.
В каком направлении будет развиваться идея Чубайса и тактически, и стратегически? В ней заложено многое, но многое требует и конкретизации. Что будет оставлено на канун выборов (парламентских и президентских), что будет развернуто после них, что действительно вызовет широкий общественный интерес? Какова бы ни была цель, поставленная Анатолием Борисовичем, выдвинутая им идея будет жить собственной жизнью, которая может оказаться долгой.