Фронтовик Борис Стамблер (слева) делится с писателем Александром Рекемчуком опытом борьбы с фашизмом.
Фото Михаила Циммеринга (НГ-фото)
Вчера в Хамовническом межмуниципальном суде Москвы прошло очередное слушание по иску издателя Александра Аратова к писателю Александру Рекемчуку. В приглашениях, которые истец разослал своим "болельщикам", ответчик, впрочем, поименован не писателем, а "евреем Рекемчуком", что, по-видимому, представляется издателю Аратову более точной квалификацией его процессуального противника. Процесс действительно жестко замкнут на "национальный вопрос". Поводом для иска стало интервью Рекемчука "Международной еврейской газете", в котором Аратов был назван "одним из идеологов фашизма". Писатель полагал, что он вправе так назвать человека, издающего и распространяющего "Майн кампф", "Доктрину фашизма" Муссолини, "Расовую гигиену в национал-социалистической Германии" и т.п. Однако издатель счел себя оскорбленным и решил засудить своего обидчика.
Судебное разбирательство длится уже около двух лет. Накануне вчерашнего заседания Александр Рекемчук сказал журналистам, что, на его взгляд, процесс затянулся только потому, что истец, а возможно, и судья стараются продлить удовольствие от прений по вопросу о роли евреев в российской и мировой истории. Истец, попросту говоря, эксплуатирует "храм правосудия" для антисемитских проповедей. А суд, как кажется ответчику, ничего против этого не имеет. Рекемчук, в частности, удивлен тем, как долго судебные эксперты бились над толкованием слова "идеолог" и как спокойно судья отнесся к требованию Аратова направить Рекемчука на антропологическую экспертизу.
На пресс-конференции, которую проводило во вторник Московское бюро по правам человека, процесс "Аратов против Рекемчука" был назван весьма симптоматичным. Еще несколько лет назад такого рода судебные разбирательства инициировались правозащитными и антифашистскими организациями. Тогда борцы с "коричневой заразой" были уверены, что закон - это их оружие. Но постепенно ситуация изменилась, и теперь уже "коричневые" смело тащат антифашистов в суд и изгаляются над ними, сколько хотят. Эта перемена, считает директор Московского бюро по правам человека Александр Брод, не случайна: разносчики ксенофобии и прочих вирусов фашизма почувствовали, что сесть за "разжигание расовой, национальной и религиозной розни" в нынешней России очень трудно, поскольку в правоохранительных органах работают "понимающие" люди. По данным Брода, из 70 обращений правозащитников по фактам разжигания ксенофобии лишь по десяти были возбуждены уголовные дела и только два дела дошли до суда. Причем оба подсудимых отделались символическим наказанием. Как считают правозащитники, такая судебная статистика не могла не вдохновить пропагандистов нацизма, и они смело перешли в атаку, обратив закон против своих преследователей.
Об уникальном опыте своего общения с правоохранительными органами поведал на пресс-конференции ветеран войны Борис Стамблер. У него многолетняя тяжба с другим издателем антисемитской литературы - Виктором Корчагиным, которого в середине 90-х уже судили по статье о "разжигании розни", но амнистировали в связи с 50-летием Победы над фашизмом (!). Амнистированный, как и следовало ожидать, принялся за старое. Борис Стамблер предложил вниманию правоохранительных органов выпущенные Корчагиным книжки "Еврейская оккупация России" и "Генералы о евреях". Чтобы сэкономить время на чтение этих сочинений, Стамблер подчеркнул наиболее выразительные пассажи, типа: "жид, что крыса - силен стаей", "только полная депортация евреев может спасти Россию", "жид хорош только в могиле", "пора гнать всех жидов из России"...
"Получив ответ, я не поверил глазам своим, - говорит Стамблер. - К отпискам я уже привык, но это совершенно вопиющий документ".
***
Президент фонда "Экспертиза" Марк Урнов:
"В обществе складывается опасная ситуация - терпимость к национализму, антисемитизму, ксенофобии. Складывается ощущение, что общество этого не боится. В элитах же формируются пугающие установки. У большей части политической элиты есть симпатии к национализму, нелюбви к инородцам. Что касается остальных, то складывается ощущение, что им как бы "неохота" с этим бороться.
Национализм набирает силу. И такая терпимость к нему может привести к тому, что в нашей многонациональной стране станет очень плохо. Слава богу, что среди населения националистические настроения не получили пока широкого распространения. Но это легко преодолевается с помощью пропаганды. Силовые структуры часто сочувствуют националистам. Это можно объяснить тем, что у какой-то части силовиков есть тоска по сильному, мощному государству. Сейчас оно не такое. К сожалению, общий культурный уровень этих силовиков настолько невысок, что у них появляются симпатии к идеям национализма. Отсюда и затягивание судебных процессов, и поблажки от сотрудников правоохранительных органов скинхедам".