Два политических события, что позавчера произошли в Санкт-Петербурге и в Чечне, схожи во многом. Во-первых, оба называются выборами. Во-вторых, в обоих случаях имя победителя не вызывало сомнения задолго до дня голосования, то есть, видимо, никакого реального выбора не было. В-третьих, оба главных претендента получили совершенно откровенную, практически незавуалированную поддержку главы государства.
Дальше начинаются различия.
Валентина Матвиенко, ставшая губернатором Санкт-Петербурга, на первой же пресс-конференции после голосования сказала: "Я горжусь, что большинство петербуржцев меня поддержали. Это дорогого стоит". Точная наука арифметика, однако, показывает, что поддержка эта стоит не так уж и дорого: президентский полпред получила 63,12% голосов "за", но на участки пришли всего 28,24% избирателей. Это значит, что Валентину Ивановну выбрали своим губернатором лишь 17,8% жителей Петербурга, имеющих право голоса. Более 82% петербуржцев ее так или иначе не поддержали. Если такие цифры новоиспеченного губернатора радуют, значит, испуг после первого тура еще не прошел.
Ахмад Кадыров стал президентом Чечни совсем с другими цифровыми показателями. Явка просто небывалая - 86,8%, единодушие столь же внушительное - 81,1% голосов "за". Итого 70,4% избирателей в республике пожелали видеть своим президентом Кадырова.
Есть и другие различия, их можно назвать стилевыми.
В Питере отдельные экстремистски настроенные противники Валентины Матвиенко выражали свои чувства хотя и по-хулигански, но с некоторой претензией на изящество: букетом гвоздик по лицу победительницы, за что и получили по 15 суток.
На Кадырова никто с гвоздиками в руках не покусился. Не то лицо, не та и атмосфера. Один из избирательных участков обстреливали всю ночь, несколько участков - кратковременно, на одном за час до голосования была обнаружена пластиковая канистра, наполненная гексогеном. Любопытно, что этот участок, как и все другие, давно находился под круглосуточной охраной. А на один из участков в станице Ассиновской попытался пройти местный житель с автоматом Калашникова и гранатометом "Муха". Остановили его, только применив оружие.
Характерно, что одним из первых об успешном проведении выборов отрапортовал именно Региональный оперативный штаб по управлению контртеррористической операцией на Северном Кавказе, сообщив, что наблюдатели и журналисты "отметили высокую явку избирателей и хорошую организацию проведения голосования". При этом, как утверждают в штабе, "журналисты дали положительную оценку ходу избирательного процесса", признав его "законным, демократичным и соответствующим общепринятым международным нормам". Правда, как утверждают сами журналисты, большинство из них допустили только в Центорой, где голосовал сам Кадыров. Те же представители прессы, что решились на свой страх и риск отправиться на участки самостоятельно, обнаружили немало нарушений: начиная от того, что наблюдателей некоторых кандидатов не пускали на избирательные участки, и заканчивая откровенной агитацией Кадырова за себя в день голосования. "Никто, кроме меня, не сможет добиться мира", - заявил Кадыров, явившись вместе с женой и двумя внуками на избирательный участок.
Кадыров также пообещал денежные премии всем, кто в этот день сыграет свадьбу, а также каждому, у кого родится ребенок (10 тыс. руб.). Чеченские мамы и их младенцы проявили редкое политическое чутье: в воскресенье в республике появилось на свет рекордное количество новорожденных - 190. Как реагировали питерские роженицы на избрание первой женщины-губернатора в российской истории, пока не сообщается, хотя ясно, что не могли же они оставить этот факт без внимания.
Но вернемся к различиям двух выборов, которые, как ни странно, сходятся в одном главном сходстве.
Никого не удивила победа Кадырова. Главные конкуренты были устранены заранее - кто судом, кто уговорами, кто предложением, от которого трудно отказаться. Обстановка в республике более чем благоприятствовала получению нужного результата: люди запуганы, причем им все равно кого бояться - боевиков с гор или кадыровских гвардейцев. К тому же все видят, что Кадырова поддерживают из Москвы, так куда же соваться голосовать против, плетью обух перешибать. На избирательные участки пришли около 462 тыс. человек. При этом одних только военных приняло участие в голосовании 30 тыс., да сотрудников МВД республики - 13 тыс., да членов региональной "Единой России" - 25 тыс. А эти категории избирателей голосуют дисциплинированно, и не только они.
Никого не удивила и победа Матвиенко. В Питере 90-процентную явку не обеспечить никакими административными ресурсами, но это и не нужно. Нижнего порога явки для второго тура не существует. Хоть три человека приди на выборы, лишь бы двое проголосовали за нужного кандидата. Жители Петербурга поняли еще в первом туре, что за них давно все решили. В горизбирком в воскресенье не поступило ни одной жалобы. А кому жаловаться?