Сегодня в Государственной Думе ожидается обсуждение законопроекта под названием "О парламентских расследованиях Федерального собрания РФ", внесенного группой депутатов в основном из центристских фракций. Напомним историю вопроса: прежние депутатские созывы неоднократно пытались принять соответствующую поправку к Основному закону. Нынешний состав нижней палаты, впрочем, оказался равнодушен к "наследству" - документ остается похороненным в недрах комитета по госстроительству.
Некоторые думские фракции - СПС, к примеру, - планируют поправки реанимировать. Союзников они видят главным образом среди обиженных Кремлем депутатов-центристов. Долгое ожидание не устраивает других заинтересованных в успехе законодателей. Они уже сегодня предлагают наделить определенными полномочиями по расследованию обе палаты парламента. В этом случае Совет Федерации, к примеру, сможет изучать факты нарушения прав человека в зоне действия чрезвычайного положения, а также будет отслеживать соблюдение Конституции и законов в ходе федеральных и региональных выборов. Сенаторы займутся проступками судей различных категорий, прокуроров (в том числе и генерального), служащих Счетной палаты и Центризбиркома. Верхняя палата, кроме того, получит право "совать нос" в территориальные споры и конфликты между субъектами РФ. В ее ведении окажется расследование фактов неправомерного использования Вооруженных сил внутри страны и за ее пределами.
Эта же логика, на взгляд авторов законопроекта, вполне применима и в отношении Государственной Думы, которая сможет создавать собственные комиссии. Например, для расследования деятельности какого-то министра или работника аппарата кабинета министров, должностного лица Центробанка, главы или простого аудитора Счетной палаты, Уполномоченного по правам человека. Новый закон вводит важные ограничения в этот "разгул демократии". Во-первых, запрещены совместные расследования, во-вторых - какие-либо действия в отношении президента. С ним, подчеркивают авторы законопроекта, можно "разобраться" только в рамках процедуры импичмента. Затеять расследование может одна пятая часть депутатов Думы или членов Совета Федерации, но продолжаться оно может не дольше трех месяцев с момента создания соответствующей комиссии - в противном случае та будет считаться "погашенной".
Авторы законопроекта "О парламентских расследованиях" прописывают в нем и прочие содержательные подробности. Наиболее интересные из них касаются обязательности явки на заседание комиссии вызванных туда должностных лиц. Не явившиеся по вызову будут нести административную или даже уголовную ответственность - соответствующие поправки в необходимые кодексы депутаты представили вместе с основным текстом.
Самое же интересное из возможных полномочий парламентариев - право выездных проверок на места расследуемых событий. Депутату предоставят любые документы, даже если они являются секретными. Разумеется, проверяющий не имеет права запрашивать сведения, явно выходящие за пределы компетенции комиссии, однако в случае необходимости ему потребуется просто связаться со своим руководством и обосновать просьбу.
Немаловажная деталь: члены комиссий по расследованию получат право пропускать пленарные заседания палаты, освободят их и от работы в комитетах. Меры безопасности для членов комиссий будут соответствовать уровню работников правоохранительных органов, судей и защищаемых государством свидетелей.