Александр Волошин разъяснил Анатолию Квашнину новую генеральную линию Кремля.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Вчера руководство страны определило реперные точки в своей оборонной стратегии. На совещании в оборонном ведомстве с участием президента, сенаторов и депутатов (в основном из центристских фракций) министр обороны Сергей Иванов заявил, что Москва не исключает возможности нанесения превентивного удара в различных регионах мира в интересах собственной безопасности. "Особенности современных внешних угроз требуют от российских Вооруженных сил выполнения задач различного характера в различных регионах мира, - констатировал Иванов. - Мы не можем абсолютно исключать и превентивного применения силы, если этого будут требовать интересы России или ее союзнические обязательства". Такими угрозами Иванов считает "вмешательство во внутренние дела РФ со стороны иностранных государств или организаций, поддерживаемых иностранными государствами", а также "нестабильность в приграничных странах, порожденную слабостью их центральных правительств". Иванов также рассказал о возросшем значении экономических интересов в мировой политике и сделал вывод, что это тоже ведет к расширению применения военной силы в рамках различных коалиций, иногда создаваемых "вне традиционных военно-политических организаций".
Президент полностью поддержал министра и сообщил, какие силы есть у страны для превентивных ударов. Путин сказал, что Россия располагает тяжелыми стратегическими ракетами наземного базирования УР-100 НУ, которые еще не находились на боевом дежурстве. "Речь идет о самых грозных ракетах, которых у нас десятки с несколькими сотнями боеголовок, - добавил президент. - Возможности их преодоления любых систем противоракетной обороны вне конкуренции".
Президент и министр обороны заявили, что Россия пересмотрит планы военного строительства, в том числе если НАТО сохранится как военный альянс с наступательной военной доктриной. Из этих слов стало ясно, в чей адрес были сделаны вышеупомянутые угрозы. Но после таких заявлений возникает вопрос: так ли удачно завершились переговоры Путина и Буша, как об этом говорили официальные комментаторы?
Владимир Путин согласился со всеми принципами и направлениями военной реформы, которые предложил министр обороны. В том числе с тезисом Иванова о том, что сокращение армии завершено. "Дальнейших крупных сокращений в Вооруженных силах мы не планируем, - твердо заявил президент, добавив, что армия и так уже сокращена более чем вдвое. - Достаточно, этот этап сегодня в целом завершен".
Среди приоритетных направлений военного строительства первым было названо совершенствование принципов комплектования - "с тем чтобы к 2007 году завершить формирование профессиональных частей постоянной готовности". Весьма обнадеживающе прозвучала фраза президента о том, что "при этом срок службы по призыву должен быть сокращен". Но каким будет это сокращение - на полгода, на год или полтора - Путин не уточнил.