Первой в предложенном направлении стартовала Калининградская область: здесь с момента выхода в свет указа президента "О выборах в Госдуму" избирком сделал 16 предупреждений в адрес региональных СМИ. Зампред облизбиркома Наталья Лазарева обосновала решение "использованием в прессе грязных технологий". Калининградские журналисты, естественно, с выводами местного избиркома не согласились и тут же отправили петицию в адрес Конституционного суда, который петицию получил. 13 октября ведомству Валерия Зорькина предстоит рассмотреть уже четыре запроса, поступивших от журналистов и депутатов Госдумы, уверенных в несоответствии Основному закону страны поправок Центризбиркома, внесенных в выборное законодательство.
Следом за калининградскими СМИ ряды штрафников пополнили сразу три брянские областные газеты: "Брянский перекресток" и "Брянские факты" опубликовали результаты социологических опросов о вероятном исходе предстоящих парламентских выборов, но не указали, кто заказал и оплатил исследования. "Брянские факты" попытались было оспорить решение избиркома в суде, объяснив, что опрос был инициирован редакцией и проводился силами собственных корреспондентов. Суд, однако, аргументов "не услышал", и "предупреждение" избиркома осталось в силе. Другую брянскую газету, "Десницу", наказали за интервью "яблочника" Игоря Артемьева, который баллотируется в Госдуму под третьим номером в своем партийном списке.
Очень скоро "охота на ведьм" достигла столицы: рабочая группа по информационным спорам Московского избиркома заподозрила в нарушении президентского указа газету "Тверская, 13" и журнал "Коммерсантъ-Власть". Издания пока отделались "легким испугом": журналистов обязали письменно объяснить появление публикаций, посвященных деятельности Юрия Лужкова, - только потому, что московский мэр к тому времени официально заявил о своем намерении вступить в предвыборную борьбу. Интересно, что по своей направленности эти публикации диаметрально противоположны. "Тверская, 13", как обычно, освещала трудовые будни московского градоначальника, а "Коммерсантъ-Власть" на обложке поставил вопрос ребром: "Вам Лужков не надоел?", опубликовав весьма неприятные для мэра ответы политиков и бизнесменов. Теперь в эти издания будут направлены письма, разъясняющие, что такое хорошо, а что такое плохо во время предвыборной кампании. Как заявил корреспонденту "НГ" редактор журнала "Коммерсантъ-Власть" Максим Ковальский, там с нетерпением ждут избиркомовское послание: "Когда мы готовим публикации, то всегда сверяемся с законом. И в данном случае уверены, что в этом отношении все чисто. Ведь мы опубликовали проведенный нами опрос общественного мнения, а не агитировали "за" или "против". Речь шла не о кандидате в мэры Лужкове, а о действующем мэре Лужкове. Все корректно. Вероятность появления претензий всегда зависит от персональных мнений тех, кому дано право оценивать публикации".
Таким образом, уже на первом отрезке предвыборного марафона наступил "момент истины": "циковские" поправки исключают опубликование любого мнения за исключением "оплаченного в установленном порядке". "Действующий закон лишает людей полной, объективной информации о выборном процессе, о моральных качествах кандидатов. Такое положение выгодно лишь тем, кто боится огласки своих неблаговидных поступков, тем, кому есть что скрывать", - заявил "НГ" зампредседателя комитета Госдумы по информационной политике Борис Резник.
Можно сказать, полностью подтвердились опасения президента Ассоциации телерадиовещателей Эдуарда Сагалаева, высказанные им на недавнем юбилее Центральной избирательной комиссии: избиркомы и суды не станут, а в ряде случаев и не смогут вникать в различия между понятиями "агитация" и "информация". Просто в силу непонимания специфики журналистской профессии. Впрочем, критикуя поправки, загнавшие прессу в законодательный тупик, Сагалаев оговорился: "Возможно, благодаря поправкам мы избегаем громких скандалов".