Сводная таблица голосования по всем регионам.
В начале текущей недели аудитория четырех ведущих СМИ русского интернета (он же в просторечье РУНЕТ) была приглашена на виртуальный избирательный участок, созданный на технической базе портала Рамблер, чтобы принять участие в первом туре онлайновых думских выборов. Голосование длилось ровно сутки - с часа дня в понедельник до 13.00 во вторник 30 сентября. За это время к серверам устроителей акции - интернет-изданий Газета.Ру, Лента.Ру, NewsRu.Com и Утро.Ру - за новостями и комментариями обращались примерно 175 тысяч уникальных пользователей, и всем им было предложено участвовать в виртуальном голосовании. 16% читателей, услышавших этот призыв (в общей сложности около 29 тысяч человек), поспешили на него откликнуться, проявив чудеса политической сознательности: средний по мировому интернету отклик на рекламные объявления составляет 0,4% от общего числа увидевших, так что активность виртуальных избирателей оказалась в 40 раз выше привычных для сети значений. Акция по интернет-голосованию прошла под девизом "Накликай Думу!" - от английского слова click, обозначающего нажатие пользователем компьютера кнопки мыши.
Дума, которую "накликали" 29 тысяч русскоговорящих интернет-пользователей, во многих своих существенных параметрах была легко доступна прогнозированию. Ни для кого не секрет, что пользователи интернета, составляющие интеллектуальную и экономическую элиту России, в массе своей равнодушны к лево-коммунистической риторике, мало ностальгируют по временам "равного распределения убожества", зато имеют высокий образовательный уровень и повышенную склонность к мыслительным процессам, что делает их устойчивыми к большинству общепринятых форм предвыборной агитации. Легко поддавался прогнозу успех у интернет-аудитории таких списков, как "ЯБЛОКО" и СПС, равно как и высокий процент пользователей, вообще не нашедших среди нынешних претендентов на думские кресла выразителя собственных чаяний. Голоса последних поделились между кандидатом "Против всех" и банальным отказом от участия в предстоящих выборах. Однако фактические результаты прошедшего интернет-голосования внесли существенные коррективы в эти прогнозы.
Оказалось, например, что привычное уху словосочетание "ЯБЛОКО" и СПС" для характеристики вкусов интернет-аудитории не слишком применимо: отношение виртуального избирателя к двум этим партиям, как выяснилось, различается весьма существенно. СПС действительно оказался фаворитом предвыборной гонки, набрав 20,59% голосов русскоговорящих пользователей.
Выяснилось также, что в русском интернете в отличие от средних данных по России электоральный барьер проходит избирательный блок Глазьева-Рогозина, набравший 5,88% голосов (против 6,37% голосов, поданных виртуальными избирателями за коммунистов). Сумеет ли Глазьев конвертировать свой интернет-успех во что-нибудь ощутимое на практике - мы скоро узнаем. В числе других партий, преодолевших электоральный барьер в интернет-голосовании, - "Единая Россия" (10,37%), КПРФ (6,37%) и ЛДПР (5,17%). 11,57% участников акции "Накликай Думу!" заявили, что не собираются голосовать на предстоящих выборах.
Интернет-голосование по предстоящим выборам в Госдуму тем более интересно, чем больше СМИ участвуют в его раскрутке. Организаторы нынешней акции заручились в первом туре внешней медийной поддержкой со стороны радиостанции "Эхо Москвы", газет "Известия" и "Время новостей", портала Mail.Ru и "Еженедельного журнала". Возможно, в следующем туре интернет-голосования, назначенном на 29-30 октября нынешнего года, примет участие значительно большее число пользователей - за счет привлечения медийных возможностей порталов Rambler и Mail.Ru, которые не были задействованы в первом туре голосования. Однако сможет ли такое увеличение рекламного охвата изменить в ту или иную сторону результаты голосования, предсказать довольно сложно.