Вчера наблюдательный совет, созданный для контроля за выполнением общественного договора "Выборы-2003", рассмотрел первую жалобу на нарушение правил предвыборной агитации. Заседание вел секретарь правления Союза журналистов России Михаил Федотов, сразу же предупредивший членов совета о сугубой важности предстоящего им решения: "От того, как мы поступим с этим обращением, будет зависеть, обратится ли к нам кто-нибудь еще". Прозорливый политтехнолог Марат Гельман, представляющий "МедиаСоюз", выслушав наставление Федотова, сразу же предложил повременить с принятием первого вердикта в виду его неподготовленности. "Иначе больше мы обращений не получим", - убеждал он почтенную коллегию. Однако. попытка Гельмана спасти репутацию наблюдательного совета не удалась. Наблюдатели поступили так, чтобы впредь никому неповадно было досаждать им своими жалобами.
На вчерашнем заседании совет рассматривал претензии председателя ЦК КПРФ Геннадия Зюганова к программе "Вести" телеканала "Россия". 3 сентября в передаче с книжной ярмарки корреспондент "Вестей" представил зрителям книгу Константина Бельяминова "Господа с гексогеном", процитировав из нее пассаж о финансовом и политическом союзе КПРФ с Борисом Березовским и о том, что теперь "коммунисты вынуждены не просто представлять, но и защищать интересы чеченских сепаратистов". Лидер Компартии усмотрел в этом телесюжете признаки недобросовестной предвыборной агитации и распространения заведомо клеветнических измышлений.
Правомерность претензий Зюганова оценивала экспертная группа наблюдательного совета. Эта группа состоит из 32 экспертов, делегированных всеми подписантами общественного договора "Выборы-2003". Но петицию руководителя КПРФ исследовали почему-то всего 8 экспертов - остальных, видимо, не удалось собрать. Поэтому прозорливый Гельман и предложил признать решение совета неподготовленным. Однако остальные наблюдатели решили, что они и сами - эксперты хоть куда, и взялись анализировать содержимое спорного сюжета своими силами. Началось обычное ток-шоу, а попросту - "базар". Так, Людмила Нарусова из Партии жизни нашла претензии Зюганова безосновательными, поскольку в поддержке чеченских сепаратистов обвинены коммунисты, а не конкретная партия, называемая КПРФ. "Мой папа, например, коммунист, но в КПРФ он не состоит",- изящно аргументировала сенатор Нарусова. Представитель СДПР Илья Константинов предложил иную квалификацию события: "Нарушений закона в этом сюжете нет, но мы должны сказать журналистам, что так делать нельзя". В поиске компромисса участники дискуссии склонились к формулировке Сергея Храмова из Партии труда: "Сюжет противоречит духу соглашения о честных выборах".
После этого наблюдатели стали думать, с кем поделиться своим коллективным умозаключением. Выяснилось, что никому, от Центриизбиркома до руководства программы "Вести" включительно, их вердикт неинтересен. И Центризбирком, и СМИ договор о честных выборах не подписывали и, следовательно, никаких обязательств по нему не несут. В итоге совет решил апеллировать к журналистским союзам и ассоциациям: пусть те дадут этическую оценку поведению своего коллеги из "Вестей".
Таким образом, наблюдательный орган, созданный по инициативе Центризбиркома, вполне оправдал свое предназначение - имитировать общественный контроль за ходом избирательной кампании. Идея поручить это дело политическим партиям оказалась весьма остроумной. Из трех десятков партий, представленных в наблюдательном совете, реальными участниками выборов являются не более десятка. Остальным без разницы, как и за что "мочат" коммунистов или "яблочников". Для них работа в контрольном органе - это возможность немного покуражиться над большими и гордыми партиями, которые презрительно именуют их "маргиналами" и "карликами". Что касается больших и гордых, то они, разумеется, заинтересованы в честных выборах, но еще более они заинтересованы в собственном успехе и поэтому не видят особой беды, когда жертвой беззакония становится кто-то из конкурентов. Сколь бы горячо партийцы не убеждали друг друга, что справедливые выборы - это общая ценность, когда начинается избирательная борьба, все вдруг обнаруживают, что своя рубашка к телу ближе.