По подсчетам эксперта Минпечати Юрия Пули, пресса завышает свои тиражи на 15-35 процентов, а иногда и в 2-3 раза.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
Вчера на коллегии федерального Министерства по делам печати обсуждалось состояние отечественного рынка печатных СМИ. По словам основного докладчика, руководителя управления периодической печати министерства Юрия Пули, с 1997 года общее число официально зарегистрированных СМИ фактически утроилось, достигнув 15 000 наименований. Однако, посетовал чиновник, количественный рост периодических изданий не сопровождается сколько-нибудь сопоставимым ростом их общего тиража. А в текущем году снизилось и количество регистрируемых новых изданий.
Характерной особенностью последних лет Юрий Пуля назвал более точное позиционирование газет и журналов - каждое СМИ старается четко выбрать свою нишу. Как выяснилось, среди журналов лидируют центральные издания общего спроса: их доля в совокупном годовом тираже составляет свыше 80%. Практически все журналы-лидеры на российском рынке выходят в цвете, а остальные - как минимум с цветной обложкой. Несмотря на то что подавляющее большинство изданий печатается в отечественных типографиях, а зарубежными пользуется только 250 известных журналов, их доля на рынке составляет более 50% годового объема. Основные лидеры среди журналов - так называемые кроссвордные, следом идут телегиды и журналы о кино, а замыкают тройку лидеров женские и развлекательные издания.
Еще один важный показатель - три четверти всех официально существующих газет приходится на долю региональных изданий. Общий тираж газет за прошлый год составил 8 млрд. экземпляров, журналов - 520 млн. Юрий Пуля осудил "излишнюю политизацию газетного рынка в России, что оказывает негативное воздействие на его развитие". Значительное число газет, считает чиновник, создается для решения конкретных политических задач, как правило, на небольшой промежуток времени, после чего издания закрываются. Остается острой и проблема достоверности заявленных тиражей российских газет и журналов. По подсчетам Минпечати, они завышаются на 15-35%, а нередко в два-три раза и более - при том, что эффективная система тиражного аудита в стране отсутствует.
При этом суммарные доходы от реализации тиражей и размещения рекламы не обеспечивают независимого развития большинства отечественных газет и значительной части журналов: в структуре доходов российской периодики "по-прежнему велика роль так называемых политических и спонсорских бюджетов". Естественно, заметил Пуля, "весьма внушительный массив нерыночных периодических изданий в стране и далее будет оставаться зависимым от различного рода администраций, большого и малого бизнеса, политических партий, движений и фондов".
По данным министерства, число действительно рыночных газетных проектов в настоящее время составляет лишь 10% от общего количества российских газет. Среди "везунчиков" специализированные издания о здоровье, даче, огороде, "бульварная" и развлекательная пресса, а также региональные еженедельные газеты общей тематики.
Уровень финансирования региональной прессы Пуля назвал "значительным". Чиновнику не нравится то, как местные власти поддерживают так называемые "нужные" издания: "Это серьезно деформирует региональные рынки прессы и затрудняет их нормальное развитие". Данная проблема, возможно, будет решена в проекте новой редакции Закона "О СМИ", где есть специальная статья об ограничениях при использовании бюджетных средств для субсидирования газет.
Своими наблюдениями поделился с аудиторией президент Гильдии издателей периодической печати Вадим Горяинов. Он рассказал о недостатках существующей системы распространения печатной продукции. По его мнению, сегодня многие издатели, создавая свою сеть, пекутся лишь о собственных интересах и пренебрегают продукцией конкурентов. Однако уже через год им приходится определяться, "где у них находится центр капитализации": распространение только одного издания оказывается неэффективным. Основной тенденцией на ближайшее время Горяинов назвал укрупнение медийного бизнеса - такие холдинги смогут обеспечить более дешевую печатную продукцию.
Любопытные данные привел представитель приволжского управления МПТР Павел Журавлев. Исследования, проведенные в этом округе, не зафиксировали значительного роста присутствия государства на медиарынке. Исключением стала Нижегородская область, где количество государственных СМИ за год выросло в 4 раза. По мнению Журавлева, пересмотра требует существующая система предоставления финансовой помощи: ее оказывают по инерции одним и тем же подопечным, вместо того, чтобы инвестировать в новые конкурентоспособные издания.