0
1049
Газета Политика Интернет-версия

01.10.2003 00:00:00

Минпечати - против политизации СМИ

Тэги: минпечати, сми, финансирование


минпечати, сми, финансирование По подсчетам эксперта Минпечати Юрия Пули, пресса завышает свои тиражи на 15-35 процентов, а иногда и в 2-3 раза.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)

Вчера на коллегии федерального Министерства по делам печати обсуждалось состояние отечественного рынка печатных СМИ. По словам основного докладчика, руководителя управления периодической печати министерства Юрия Пули, с 1997 года общее число официально зарегистрированных СМИ фактически утроилось, достигнув 15 000 наименований. Однако, посетовал чиновник, количественный рост периодических изданий не сопровождается сколько-нибудь сопоставимым ростом их общего тиража. А в текущем году снизилось и количество регистрируемых новых изданий.

Характерной особенностью последних лет Юрий Пуля назвал более точное позиционирование газет и журналов - каждое СМИ старается четко выбрать свою нишу. Как выяснилось, среди журналов лидируют центральные издания общего спроса: их доля в совокупном годовом тираже составляет свыше 80%. Практически все журналы-лидеры на российском рынке выходят в цвете, а остальные - как минимум с цветной обложкой. Несмотря на то что подавляющее большинство изданий печатается в отечественных типографиях, а зарубежными пользуется только 250 известных журналов, их доля на рынке составляет более 50% годового объема. Основные лидеры среди журналов - так называемые кроссвордные, следом идут телегиды и журналы о кино, а замыкают тройку лидеров женские и развлекательные издания.

Еще один важный показатель - три четверти всех официально существующих газет приходится на долю региональных изданий. Общий тираж газет за прошлый год составил 8 млрд. экземпляров, журналов - 520 млн. Юрий Пуля осудил "излишнюю политизацию газетного рынка в России, что оказывает негативное воздействие на его развитие". Значительное число газет, считает чиновник, создается для решения конкретных политических задач, как правило, на небольшой промежуток времени, после чего издания закрываются. Остается острой и проблема достоверности заявленных тиражей российских газет и журналов. По подсчетам Минпечати, они завышаются на 15-35%, а нередко в два-три раза и более - при том, что эффективная система тиражного аудита в стране отсутствует.

При этом суммарные доходы от реализации тиражей и размещения рекламы не обеспечивают независимого развития большинства отечественных газет и значительной части журналов: в структуре доходов российской периодики "по-прежнему велика роль так называемых политических и спонсорских бюджетов". Естественно, заметил Пуля, "весьма внушительный массив нерыночных периодических изданий в стране и далее будет оставаться зависимым от различного рода администраций, большого и малого бизнеса, политических партий, движений и фондов".

По данным министерства, число действительно рыночных газетных проектов в настоящее время составляет лишь 10% от общего количества российских газет. Среди "везунчиков" специализированные издания о здоровье, даче, огороде, "бульварная" и развлекательная пресса, а также региональные еженедельные газеты общей тематики.

Уровень финансирования региональной прессы Пуля назвал "значительным". Чиновнику не нравится то, как местные власти поддерживают так называемые "нужные" издания: "Это серьезно деформирует региональные рынки прессы и затрудняет их нормальное развитие". Данная проблема, возможно, будет решена в проекте новой редакции Закона "О СМИ", где есть специальная статья об ограничениях при использовании бюджетных средств для субсидирования газет.

Своими наблюдениями поделился с аудиторией президент Гильдии издателей периодической печати Вадим Горяинов. Он рассказал о недостатках существующей системы распространения печатной продукции. По его мнению, сегодня многие издатели, создавая свою сеть, пекутся лишь о собственных интересах и пренебрегают продукцией конкурентов. Однако уже через год им приходится определяться, "где у них находится центр капитализации": распространение только одного издания оказывается неэффективным. Основной тенденцией на ближайшее время Горяинов назвал укрупнение медийного бизнеса - такие холдинги смогут обеспечить более дешевую печатную продукцию.

Любопытные данные привел представитель приволжского управления МПТР Павел Журавлев. Исследования, проведенные в этом округе, не зафиксировали значительного роста присутствия государства на медиарынке. Исключением стала Нижегородская область, где количество государственных СМИ за год выросло в 4 раза. По мнению Журавлева, пересмотра требует существующая система предоставления финансовой помощи: ее оказывают по инерции одним и тем же подопечным, вместо того, чтобы инвестировать в новые конкурентоспособные издания.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1886
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3900
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2938
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2402

Другие новости