За комитеты депутатам предстоит побороться.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
Очередная попытка оптимизации работы Госдумы может быть реализована в самое ближайшее время. Как стало известно "НГ", думский комитет по регламенту завершил работу над поправками в регламент нижней палаты. Согласно новому списку комитетов и комиссий ГД, которым располагает редакция, их состав планируют существенно сократить за счет слияния или же окончательного упразднения той или иной "единицы". Из 28 комитетов сделают 14, а из 24 комиссий - 3, не считая двух технических - счетной и мандатной (см. таблицу). Поправки, разработанные с подачи Кремля, по некоторым данным, планируют провести уже в октябре.
Официальное обоснование реформы, о которой в Думе говорят не первый год, - повысить эффективность парламентского КПД. Впрочем, под эффективностью, как дал понять обозревателю "НГ" собеседник в Кремле, подразумевается фактическая монополизация нижней палаты представителями пропрезидентских сил. Глава регламентного комитета Олег Ковалев ("Единство" - "Единая Россия"), к которому обозреватель "НГ" обратился за комментариями, вчера от таковых отказался, заявив, что работа еще не завершена. Однако не далее как в начале сентября Ковалев заявлял журналистам, что "структура Госдумы должна быть изменена для повышения эффективности законотворческой работы, и если Дума нынешнего созыва не примет такие решения - мы их не примем никогда".
Впрочем, по информации "НГ", нынешнему составу палаты перераспределять посты по новому регламенту не придется. Инициатива, разработанная не без участия Кремля, не более чем сигнал несговорчивому думскому "меньшинству" - "ЯБЛОКУ" и СПС и "непримиримым" коммунистам - уступок при распределении постов в будущей ГД не будет.
Громкая заявка сейчас (тему активно развивают представители "Единой России") смахивает на предвыборный ход, демонстрирующий избирателю конструктивность намерений партии власти, а не стремление завладеть как можно большим количеством статусных мест. Что фактически подтверждают и в Кремле.
"Основная цель - ужесточить переговорный процесс по поводу постов, чтобы люди, не получившие многочисленной поддержки со стороны избирателей, заранее не претендовали на них, а выпрашивали", - заявил "НГ" один из разработчиков документа. Обвинители партийных "монополизаторов" верхней палаты, идеологи ЕР сами не оставляют надежд ввести единоначалие в парламенте, пусть пока и снизу.
Предполагаемые "жертвы" кремлевского плана, разделяя благую цель, весьма скептически настроены к возможному итогу предлагающихся изменений. С сокращением структурных подразделений будет урезан не только аппарат, но и число вице-спикерских мест.
"Ценность этого проекта именно сейчас весьма относительна, и скорее его следует рассматривать в контексте предвыборной борьбы, - заявил "НГ" глава комитета по образованию Александр Шишлов ("ЯБЛОКО"). - Движение правильное, но дело не в количестве комитетов, а в качестве их работы. Все помнят, что ряд постов в нашей Госдуме создавался под фамилии, с учетом сепаратного соглашения "Единства" и КПРФ".
Действительно, предыдущая практика распределения комитетских постов каждым новым думским составом неизбежно приводила к увеличению комитетов и комиссий. Как правило, малочисленным фракциям и просто "хорошим" людям шли на уступки, создавая дополнительный штат не под проблему, а под человека. Одним из ярчайших примеров подобных "сделок" стало появление комитета по делам ветеранов под руководством Виктора Куликова - за 4 года работы на-гора он выдал, как язвят думские обитатели, "полтора закона".
Кроме того, свои задачи в Госдуме, как и приоритетность направлений, парламентарии видят по-разному. "Сокращение комитетов и комиссий? Это хорошо. Взять, например, социальные вопросы. И там, и там, и там - у всех социальные вопросы. Можно сделать один большой комитет и в нем подкомитеты, где будут заниматься этими делами люди конкретные", - говорит зампред комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Екатерина Лахова ("Отечество" - "Единая Россия"). Александр Шишлов, напротив, не видит логики в слиянии туризма с наукой и образованием: "Все эти направления являются государственными приоритетами. И несмотря на то что в них есть созвучие, они тем не менее имеют свои особенности".
Зампред комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Анатолий Чехоев (КПРФ) считает, что разговор о новой структуре ГД - дело будущего состава Госдумы: "А будет ли работа вестись лучше? В первой Думе действительно было много комитетов, но тогда и Дума-то еще, собственно, не осознала, чем она занимается по-настоящему. Сегодня, например, есть комитет по международным делам и комитет по делам СНГ. Идет разговор о том, чтобы их объединить. А комитет по делам СНГ, если посмотреть, работает больше и продуктивнее, чем международный. Вы посмотрите, все последние инициативы президента Путина в основном крутятся вокруг стран СНГ. Спрашивается, нужен ли комитет по делам СНГ здесь? Нужен, более того, считаю, что и Министерство по делам СНГ все-таки надо иметь, а не какой-то департамент".
Впрочем, на все государственные приоритеты может не хватить даже думских кресел. Понятно, что президентская администрация исходит из других принципов. С компактной структурой и "своими" людьми на значимых постах любые законотворческие замыслы реализовать гораздо проще. Учитывая, что сегодня весь административный ресурс работает на победу "Единой России", именно президентскому большинству будет отдано большинство ключевых кресел в ГД.
Единственная проблема, с которой в таком случае может столкнуться "медвежье большинство", - переизбыток претендентов на начальственные кресла. "Единая Россия", судя по составу ее предвыборных списков, готова привести в Думу столько подготовленных к руководящей деятельности депутатов, что 14 комитетов им может не хватить. Другой вопрос - захватят ли "медведи" вожделенное большинство? Неуверенность в триумфальной победе партии власти скорее всего и заставляет Кремль вбрасывать "несвоевременную" инициативу. Ведь в случае повторения пропорции сил нынешнего состава президентским силам придется забыть об "эффективной структуре" и искать обоснования под вновь растущее число комитетов и комиссий.
Возможная структура Государственной Думы
Комитеты: |
по конституционному и административному законодательству и государственному строительству; |
по гражданскому, уголовному, арбитражно-процессуальному и судебному законодательству; |
по социальному развитию и делам ветеранов; |
по бюджету, налогам, кредитным организациям и финансовым рынкам; |
по экономической политике, предпринимательству и собственности; |
по промышленности, энергетике, строительству, транспорту и связи; |
по обороне и безопасности; |
по иностранным делам и внешней политике; |
по делам федерации, национальностей и местному самоуправлению; |
по регламенту и организации работы ГД; |
по вопросам здравоохранения, материнства, детства и молодежи; |
по аграрным вопросам; |
по природным ресурсам, природопользованию и экологии; |
по науке, наукоемким технологиям, образованию, культуре и туризму. |
Комиссии: |
по делам общественных объединений, политических партий |
и религиозных организаций; |
по информационной политике и СМИ; |
по делам Севера и Дальнего Востока. |