Многое изменилось в нашей жизни за годы бурных рыночных преобразований. Обыденной реальностью стало то, что рядовому советскому человеку не могло привидеться даже в дурном сне. Например, в магазинах исчезли обеденные перерывы, а молодые люди так и вовсе представления не имеют о том, что такое "санитарный час". Количество очередей (не будем сейчас о неизбежных для каждого российского гражданина паспортных столах) свелось к величине, которой можно пренебречь. Появились организации, в которых ответ на телефонный звонок начинают с "добрый день". В общем, вторжение в нашу жизнь цивилизованности очевидно.
Но есть бастионы, твердо придерживающиеся славных советских традиций. Вот, к примеру, Сбербанк. Ни в коем случае нельзя сказать, что с ним не произошло никаких перемен. Он построил себе шикарный центральный офис, отремонтировал доставшиеся в наследство сберкассы и сквозь традиционно отгораживающие тебя от работников стекла теперь можно увидеть компьютеры и принтеры. Правда, за ними в основном сидят добрые женщины из прошлого, для поддержания тонуса напоминающие, что нас много, а она одна. Но нельзя же все обновить сразу - может плохо сказаться на психике.
А недавно так и вообще Сбербанк продемонстрировал, что XXI век - для него не пустая абстракция: в оборот были запущены пластиковые карточки, появились банкоматы, количество которых быстро стало умножаться. В руководстве появились молодые люди, свободно владеющие рыночной терминологией и способные красиво говорить о стратегии банка на сложившемся рынке и о борьбе за души и сбережения потенциальных клиентов. А могли бы и не делать этого, ведь Сбербанк остается монополистом.
Платон говорил, что тот, кто хочет завоевать душу другого человека, должен обладать тремя качествами: пониманием, благожелательностью и смелостью. После случившегося во вторник сбоя в компьютерной системе Сбербанка, лишившего огромное количество людей возможности получить свои зарплаты (середина месяца!), его руководство в полной мере продемонстрировало, что у нас легко можно обходиться и без наставлений древних мудрецов. Если бы председатель Сбербанка был смелым человеком, благожелательно относящимся к своим клиентам и понимающим, что такое зарплата в жизни рядового человека, он бы по меньшей мере выступил по телевидению с разъяснениями, извинениями и твердыми заверениями в невозможности потерять по вине банка даже копейку. Но, с другой стороны, понятно: к чему делать резкие движения руководителю организации, опирающейся на фундаментальный советский принцип "а куда вы все денетесь?".
На вершине понимания и благожелательности оказался один из экспертов Сбербанка, заявивший, что имел место небольшой просчет: для специалистов стало неожиданностью обращение такого большого количества людей к банкоматам. Просто дух захватывает! Даже для монополиста чрезмерная незамутненность сознания.
Есть данные о том, что доля Сбербанка на рынке медленно, но верно уменьшается. Вполне вероятно, случившееся потрясение, которое многие люди восприняли как повторение дефолта, ускорит этот процесс. В данном случае - поделом. Про рынок нужно не только разговаривать, но и учитывать его как существующую реальность.
В Российском энциклопедическом словаре после справки "Сберегательный банк Российской Федерации" следует пояснение слова "сбой". К чему бы это?