Заседание состоялось вчера в Мраморном зале Домжура. Напомним: 27 августа 27 политических партий и 6 организаций, представляющих союзы политтехнологов и СМИ, заключили Общественный договор, суть которого - отказ от использования грязных технологий.
В составе Наблюдательного совета 35 человек. Теперь партия, недовольная поведением соперника, может подать жалобу в Наблюдательный совет, который ее рассмотрит и в случае подтверждения грубого нарушения направит в ЦИК.
Почти решен вопрос о предвыборных дебатах на телевидении. Первый канал предложил выделить по часу бесплатного времени каждой партии в течение месяца плюс организовать получасовые дебаты партийных пар. Вторая кнопка оказалась щедрее: дебаты на "России" растянутся на целых сорок минут, да и участников прибавится. Представитель ВГТРК объяснил такой формат опасениями срыва - были случаи, когда участники не приезжали на встречу.
Представитель КПРФ потребовал равноправия в предоставлении эфирного времени и заявил, что партия ведет соответствующий мониторинг, чтобы потом предъявить счет соперникам и телевидению. После чего добавил несколько нелестных фраз в адрес президента страны, чей административный ресурс используется соперниками. На защиту президента грудью встала Людмила Нарусова. Спич ее сводился к следующему: пожелать Матвиенко успехов на выборах, - все равно что сказать "Будь здоров!" чихнувшему коллеге. Юрист Вадим Прохоров, представляющий в совете "Союз правых сил", в интервью "НГ" прокомментировал случившуюся перепалку: "У нас появилась тенденция политизации работы Наблюдательного совета. Меня поразило заявление Людмилы Нарусовой: поскольку непонятно, что такое административный ресурс и как с ним бороться, то не о чем и говорить. А если президент что и сказал, то это все от Бога... Нарусова ссылается на суд. К сожалению, зачастую суды принимают политические решения. Для того и создан Наблюдательный совет, чтобы работать на стыке права и этики и говорить, что это лизоблюды-телевизионщики виноваты, а президент белый и пушистый - неправильно. Административный ресурс есть, и бороться с ним надо".
Совет обсудил также "оговорку" КПРФ к тексту Общественного договора. Коммунисты предложили потребовать от президента, ЦИКа, Верховного суда и Минюста обеспечения "на деле" защиты волеизъявления граждан от административного произвола. Оговорку приняли к сведению, отметив, что, во-первых, требовать чего-то от президента страны - нонсенс, а во-вторых - вышеперечисленные органы и так должны пресекать беззакония по долгу службы, а не по поручению КПРФ.
Очень важно, отметил политолог Игорь Бунин в интервью корреспонденту "НГ" после заседания, отладить процедуру дебатов: "Во Франции, к примеру, до начала передачи четко оговорена любая мелочь - свет, флаги... У нас дуэль часто заменяется демонстрацией агитационных роликов". В отношении результативности деятельности совета Бунин настроен оптимистично: "Введение элементов гражданского общества, даже такое искусственное, с помощью администрации президента, создает некие элементы согласования".
Исполнительный директор Российского фонда свободных выборов Андрей Пржездомский заявил корреспонденту "НГ": "Уже поступили первые обращения в наш фонд. В одном из городов Омской области кандидату незаконно отказали в предоставлении эфирного времени. Вместе с Центризбиркомом и региональной избирательной комиссией мы быстро исправили положение".
Надо отметить, в 1999 году в нашей стране уже была предпринята попытка обеспечить цивилизованную ситуацию в телерадиоэфире. Представители крупнейших компаний разработали и подписали хартию телерадиовещателей. "Поскольку не было создано никакого механизма контроля за выполнением этой хартии, - отметил в разговоре с корреспондентом "НГ" секретарь Союза журналистов России Михаил Федотов, - то с началом избирательной кампании многие телерадиокомпании, которые подписали хартию, тут же ее растоптали. Пример Доренко - классический..."