Вчера Государственная Дума заглянула в довольно далекое будущее. 246 депутатов проголосовали за то, чтобы новый вариант закона о местном самоуправлении вступил в силу только с 1 января 2006 года. Первоначально предполагалось, что данное событие произойдет годом раньше, но в процессе обсуждения соответствующего законопроекта стало понятно, что некоторые зафиксированные в нем сроки начала тех или иных этапов муниципальной реформы нереальны. Кроме того, правительство очень долго не могло представить нижней палате свои предложения по изменению Бюджетного и Налогового кодексов, которые и должны были заложить прочные финансовые основы местного самоуправления.
Все это стало причиной вчерашнего сложного законодательного маневра. Вначале депутаты вернули в стадию второго чтения еще летом одобренный ими проект закона о местном самоуправлении. Затем одобрили поправки, получившие благословение замглавы президентской администрации Дмитрия Козака. Главной из них была, конечно, поправка о новой дате вступления закона в силу. Не согласованные с Кремлем инициативы, понятное дело, шансов на успех не имели, а потому с ними никто и не выступал. Из левой половины Думы, правда, прозвучал недоуменный вопрос - а разве данный законопроект не был принят в третьем чтении еще в июне? Забывчивому коммунисту тут же напомнили, что в третьем чтении нижняя палата одобрила другой проект из так называемого "пакета Козака" - о поправках к действующему закону об общих принципах организации органов госвласти субъектов РФ.
Больше никаких возражений не последовало, хотя по итогам голосования оказалось, что против закона высказались 150 депутатов - в основном из левых фракций. Интересно, что на Охотном Ряду очередную отсрочку муниципальной реформы многие считают явным указанием на то, что последняя скорее всего не начнется никогда - во всяком случае, в нынешнем виде. Судя по всему, одним из главных препятствий станет финансовая проблема. Вариант распределения денежных источников между различными уровнями власти, который смогло наконец предложить правительство, не нравится никому, в том числе, похоже, и самому куратору реформы Дмитрию Козаку. Председатель думского комитета по местному самоуправлению Владимир Мокрый (фракция "Единство"), который также не является сторонником правительственных наработок, полагает, например, что дискуссия по финансовым вопросам будет еще продолжительнее и жестче, чем споры вокруг самого базового закона, и что ею, конечно же, предстоит заниматься уже следующему депутатскому созыву.
Некоторые думцы вчера высказали крайнее неудовольствие тем, как нижняя палата проводит первые заседания своей последней сессии. Заместитель лидера фракции ОВР Фарида Гайнуллина, к примеру, была возмущена тем, что вчерашнее заседание закончилось в середине дня только по одной причине: в его повестке значилось слишком мало законопроектов, хотя думский портфель, как обычно, переполнен. Комментируя это возмущение, первый вице-спикер Любовь Слиска заявила, что уже в начале октября она обязательно доложит палате о комитетах, которые фактически уже перестали работать. Стоит отметить, что в данном случае центристам стоит ругать прежде всего самих себя. Ведь именно они озаботились тем, чтобы никакая другая политическая сила в Думе не предлагала популярных законопроектов, выгодных с точки зрения предвыборного пиара. Сами же центристы достойных идей, видимо, предложить не могут.