Уже в первые дни нового школьного года столичный мэр Юрий Лужков на традиционном городском педсовете прошелся по тестам. Высказался кратко и афористично: "Все это напоминает мне игру в наперстки на вокзале. Но если на вокзале мы теряем лишь деньги, то здесь - молодое поколение┘"
Сложилось так, что в последнее время единый государственный экзамен (тот самый ЕГЭ, который заменяет выпускные в школах и вступительные в вузах) почти не критиковали - ни в печати, ни на высоких собраниях, ни на "малых". Говорили почему-то как о покойнике - либо хорошо, либо ничего. Эмоциональная речь Лужкова была воспринята многими как критика планируемого в ближайшем будущем нововведения и как некий прорыв сквозь толщу молчания. Но┘ не тут-то было! Сначала министр образования РФ Владимир Филиппов, затем глава московского департамента образования Любовь Кезина пояснили - о ЕГЭ Юрий Михайлович не говорил, речь шла только о тестах, и только о них. А министерские чиновники в который раз напомнили безграмотной общественности: в национальном экзамене тесты занимают лишь одну часть - "А", часть "В" - "творческая", а третья "С" - и вовсе включает задания, требующие развернутого ответа учащегося.
Только вот в чем незадача - из официальных данных (из кратких сообщений о ходе эксперимента) следует, что к третьей части "С" 95 процентов российских школьников, как правило, даже не приступают┘ Получается, имеет смысл уже говорить только о части "А" и "В". Обратимся к заданиям из демонстрационной версии экзамена по истории. С частью "А" все предельно ясно. Телеигра "Хочу стать миллионером" как нельзя лучше готовит народ к такого рода испытанию. Обратимся к части "В". Слева на демонстрационном листе помещены фамилии четырех политических деятелей (Ленин, Киреевский, Кропоткин, Достоевский). Справа - указана принадлежность их к тем или иным движениям общественной мысли (анархист, декабрист, славянофил, социал-демократ, петрашевец). Расставить в соответствии. Вопрос о Великой Отечественной войне. Справа записаны фамилии четырех писателей, слева - названия их произведений. Задание все то же. Так тест это или не тест?
В фильме режиссера Эльдара Рязанова "Гусарская баллада" граф-сосед, узнавший в гусаре девушку - Шурочку, с пристрастием вопрошает ее: "Скажите: это - Вы или не Вы?" На что Шурочка отвечает картавому интригану: "Я - это я!" Не покушаясь на национальные святыни заметим, что ситуация явно чем-то схожа┘
Напомним, что эксперимент по единому экзамену начался в 2001 году. В 2004-м к эксперименту подключается Москва, в 2005-м - вся Россия. Когда единый экзамен только задумывался, рассматривались разные модели его проведения. Как говорят в Министерстве образования РФ, в прямой форме заимствовать опыт экзаменационных испытаний, действующий в разных странах мира, тогда не стали. Создали нечто свое - новое, родное и уникальное. Считается, что содержание единого экзамена полностью соответствует школьным программам и требованиям, поэтому выпускникам школ готовиться каким-то особым образом к ЕГЭ совершенно не нужно.
Но┘ для того чтобы сдать единый национальный, необходимо хотя бы раз поработать с демоверсией - важно ознакомиться с процедурой проведения и оформления ЕГЭ. А ознакомившись, многие приходят к выводу, явно неутешительному для поклонников традиционной (советской) системы образования. Вот всего лишь несколько реплик из бесед с выпускниками- "егэшниками" из регионов (в молодежном лагере в этом году): "Я понял, что надо больше обращать внимания на детали┘" (Игорь Б., Республика Саха), "┘в наших учебниках много воды" (Алена С., Республика Саха), "┘мы с нашей учительницей почти полгода готовились только к тестам, и этого времени оказалось мало" (Саша Ф., Челябинск).
Эксперимент приближается к Москве, и уже в этом году, по заявлению госпожи Кезиной, пять округов столицы будут участвовать в испытаниях. Выражение отстраненности и отчужденности смело с лиц москвичей-родителей. В печать даже просочились слухи, дескать, народ в легкой панике. На что Любовь Кезина, успокаивая общественность, пообещала: "Над контрольно-измерительными материалами для Москвы мы поработаем вместе с разработчиками"┘
Очень часто в преимуществах "единого" видят то, что он откроет доступ в вузы Москвы для молодежи из глубинки. Московские же начальники от образования задают в этом случае вполне резонный вопрос: а не пострадают ли от этого интересы москвичей? Где ждут учиться их? На память пришла одна давняя история. Так┘ повод для размышлений.
В бедном, влачащем жалкое существование провинциальном городке - детдом. Детишек, что без родительской опеки, городские власти и общественность не обижают, но денег все равно на все не хватает. Приехали столичные журналисты, ужаснулись и дали клич на всю страну: "Надо помочь детдомовцам!" И вот в сиротское заведение идут подарки отовсюду: из столицы, со всех уголков России, даже из-за океана. Еда, одежда, игрушки, книги. Замечательно, потрясающе - кто же спорит. Только вот ребенок из этого же городка спрашивает у своей многодетной матери (учительницы): "Мама, а ты можешь меня отдать в детдом, а то очень кушать хочется┘"
Как же сделать так, чтобы всем было хорошо?