Председатель Центральной избирательной комиссии Александр Вешняков уверен: если журналисты будут придерживаться здравого смысла и опираться на нормы профессиональной этики, то нынешнее весьма жесткое в отношении СМИ выборное законодательство их не коснется. Эта идея красной нитью пронизывала вчерашнюю встречу главы ЦИКа с аккредитованными в Государственной Думе корреспондентами. На прошлой неделе Вешняков учил предвыборному правописанию главных редакторов и простых журналистов. На этой неделе "уроки" продолжились в стенах парламента.
Журналистов прежде всего интересовало, как при освещении законодательной работы нижней палаты парламента отделить собственно депутатскую деятельность имярека от его предвыборной пропаганды. Никаких особых рецептов, впрочем, Вешняков не дал, отметив лишь, что депутатам запрещено использовать свое служебное положение в агитационных целях. Заметим, правда: судя и по опыту предыдущих выборов, и по нынешней практике, сами депутаты или не знают о таком запрете, или, что вероятнее, уверены в том, что за нарушение не поплатятся.
Уверенность укрепилась после вчерашней пресс-конференции лидеров трех думских фракций партии "Единой России". Владимир Пехтин, Вячеслав Володин и Олег Морозов вроде бы собирались поделиться с журналистами планами центристов на осеннюю сессию. Однако при этом комментировали их так, что ничем, кроме как предвыборной агитацией, заявления партийцев назвать было невозможно. Возникает вопрос: как поступить журналистам после пассажа о борьбе центристов с популистскими законами других фракций? Можно ли предавать огласке намерение центристов и дальше помогать нашему народу жить лучше и веселее? Или это сочтут пропагандой и отволокут нарушителей в кутузку? Если правильно понимать председателя Центризбиркома, в этих случаях должна сработать основанная на твердых принципах профессиональной этики самоцензура. Можно предположить, однако, что этого ни в коем случае не произойдет хотя бы потому, что выпад в адрес конкурентов и был самым интересным эпизодом центристской пресс-конференции. Кстати, "Единая Россия" таким образом дала понять, что этой осенью она намерена полностью монополизировать законотворческий процесс, то есть не позволит никому - даже союзному ранее "Народному депутату" - пиарить себя таким образом. Другими словами, центристы сами будут решать, что является популизмом, а что - нет.
Александр Вешняков при этом старался от конкретных ответов уклоняться, заявляя только, что никакие новые Доренки в этой кампании появиться не смогут. Глава ЦИКа посоветовал всем работникам массмедиа иметь в качестве настольной книги брошюру под названием "СМИ и избирательная кампания", в которой его ведомство дало исчерпывающие ответы на 113 наиболее популярных вопросов. Впрочем, и до знакомства с книжкой можно понять: стремление Центризбиркома уходить от конкретных разъяснений вполне объяснимо. "Министерство выборов" во главе с Александром Вешняковым в ходе избирательной кампании будет принимать конкретные решения по каждому конкретному случаю, причем критерии принятия решения также будут меняться в зависимости от разных обстоятельств и персонального состава и нарушителей и пострадавших.