На осенней сессии в Госдуме будут конкурировать сразу два закона о борьбе с коррупцией. В первом - "О противодействии коррупции" - предлагается "лечить" всю систему государственной власти, снизу доверху. Во втором, внесенном на днях депутатами Николаем Коломейцевым, Александром Куликовым и Борисом Резником, профилактику мздоимства предлагают начинать с высших эшелонов власти. Что прямо следует из названия законопроекта "О предупреждении злоупотребления властью или служебными полномочиями на верхнем уровне управления государством".
Закон # 1, внесенный группой депутатов во главе с Аркадием Баскаевым, успешно прошел первое чтение еще в ноябре. Этот фундаментальный труд впитал в себя плоды исканий многих специалистов в области права. Депутаты, проголосовавшие за баскаевский закон, сами же и посмеивались: "По существу, он просто списан со всех других законопроектов на эту тему, которые уже в течение десятилетия циркулируют в нашем парламенте". Впрочем, в дальнейшем этот закон в Думе притормозили. Говорят, он не очень понравился президентской администрации.
В баскаевском законе для борьбы с коррупцией предлагались меры чрезвычайные и всеохватывающие. Под понятие "участник коррупционных отношений" попали все государственные служащие - от чиновников высшего звена до секретарей-машинисток. А также "иные лица": служащие Центробанка, военные, нотариусы и даже руководители коммерческих организаций. Тогда эксперты чуть ли не хором заявили, что этот закон во многом просто дублирует уголовный кодекс, и если применять предложенный акт, то надо сменить его прежнее название на известный лозунг "Всех за решетку!" До этого, понятное дело, не дойдет.
Теперь Николай Коломейцев и его соавторы предлагают подойти к той же проблеме с другой стороны. Они подчеркивают, что речь в их законопроекте идет не о коррупции в глобальном масштабе, а о злоупотреблении властью и служебными полномочиями на верхнем уровне управления государством. По вертикали исполнительной власти этот закон будет распространяться на президента РФ, его администрацию и полномочных представителей, на председателя правительства, генпрокурора, председателей Счетной палаты и Центробанка, секретаря Совета безопасности с их заместителями, членов ЦИК и губернаторов. От судебной ветви власти закон Коломейцева будет отсекать уличенных в злоупотреблениях служителей Фемиды. Для этой цели Федеральное собрание должно создать специальную комиссию по борьбе с коррупцией и утвердить (по предложению президента) кандидатуру Уполномоченного по этике в органах государственной власти. При этом парламентарии регионального уровня и выше сами будут постоянно находиться в поле зрения этих новых структур.
Таким образом авторы пытаются взять под контроль "укороченную" цепочку, которая состоит из "главных действующих лиц" и легче отслеживается. Мелкие же коррупционеры могут быть спокойны только временно. Предполагается, что первый же отлов политических "акул", вызовет цепную реакцию в чиновничьей среде: верхи, лишившись возможности "брать на лапу", сами станут контролировать действия своих подчиненных и лишат их внебюджетной подкормки.
Но получается, что президент возвышается над всеми в качестве "судьи", хотя сам входит в круг лиц, поведение которых регламентирует данный закон. На это сразу обратил внимание эксперт фонда "Индем" Михаил Краснов. Кроме того, он нашел нелогичным то, что, предлагая вполне революционные изменения, авторы оставляют традиционное разрешение чиновникам, судьям и депутатам заниматься преподавательской, научной и иной творческой деятельностью: "На мой взгляд, государственная служба требует полной самоотдачи. Эти должностные лица если и могут отвлекаться на творчество, то только на общественных началах. Гонорары - это хорошая лазейка для отмывания взяток. Вспомним хотя бы "дело писателей".
Но гораздо более категоричен в своей оценке автор закона # 1 Аркадий Баскаев. "Во-первых, это закон, представленный, как альтернатива нашему, - популистский, - заявил депутат корреспонденту "НГ". - Никакого отношения к борьбе с коррупцией он не имеет, потому что затрагивает только верхние слои власти, но никак не касается уровня даже субъектов Федерации. Второй момент. Во многих своих статьях предлагаемый законопроект противоречит Конституции, в нем очень много юридических нестыковок с другими ныне действующими законами. Кроме того, не предлагаются реальные пути предупреждения коррупции, о чем мы говорим в своем законе. И последнее. Мы приостановили второе чтение своего закона "О противодействии коррупции", потому что сейчас эта тема звучит на международной конференции в Вене. Мы не должны выпадать из общего международного направления. В декабре состоится подписание выработанной конвенции главами государств 130 стран. И тогда противники закона о борьбе с коррупцией будут просто обезоружены, поскольку невозможно идти против всего международного сообщества".
Однако вся эта критика не смущает члена экспертного совета думского комитета по борьбе с коррупцией Геннадия Мишина: "Подготовленный нами законопроект должен послужить основой для дальнейшей работы в этом направлении. Хотя, конечно, неизбежна определенная корректировка". Есть все шансы, что депутаты действительно начнут этой осенью работать и над законом Коломейцева, и над законом Баскаева. Независимо от исхода думских дискуссий, антикоррупционная тема - весьма благодатная. Особенно в предвыборный период.