Случившийся позавчера в Краснодаре тройной террористический акт после непродолжительного шока вызвал очередную волну рассуждений о демонической сущности августа, черном следе этого месяца в истории России начиная с 1991 года. С другой стороны, рассуждать особенно было не о чем. В течение дня никак не могли проясниться обстоятельства, при которых все произошло, взрывные устройства и их начинка описывались разнообразно, а пострадавших, как обычно, исчисляли по принципу "около двадцати".
Правда, на фоне отсутствия вразумительной информации рос боевой дух представителей правоохранительных органов: объявили, что преступники обязательно будут найдены. Как полагается, со слов очевидцев составили описание "лица кавказской национальности", которое кто-то где-то видел садящимся в такси. Теперь ищут человека "с приплюснутым носом и легким акцентом".
Но главным следствием каждого нового проявления терроризма в России оказывается подъем патриотического духа. Выступая в день теракта на одном из федеральных телеканалов, высокий милицейский чин из Краснодара в порыве праведного гнева взял слишком высокую ноту: мы будем ИХ расстреливать на месте без суда и следствия. Потом спохватился: если того потребуют обстоятельства. Можно, конечно, порассуждать о чудовищном правосознании, но здесь гораздо более важным представляется стремление такого рода патриотов навести порядок в стране, "замочив" кого-нибудь или по крайней мере как следует унизив.
Немецкий теоретик искусства XVIII века Готхольд Эфраим Лессинг определил патриотизм как "героическую дефективность". Любовь к родине плавно перетекает в нее, как только зарождается расистский мотив. В былые времена: "Если в кране нет воды┘"; сейчас: "Наши ребята не могут устроиться на работу, потому что везде хачи"; можно не сомневаться, будущее подбросит новые мотивы.
После "Норд-Оста" в одной из московских школ учительница поставила перед классом ученицу и объявила: "Запомните, она - чеченка!" В таких случаях говорят: чего вы хотите, эмоции перехлестывают через край, ситуация ведь экстремальная... Кто бы спорил. Но очень показательно, что эмоции такой училки порождают лишь героическую дефективность, сеющую тупую ненависть, поэтому у нее не остается ни сил ни возможности заинтересоваться, например, тем, как на том же "Норд-Осте" отравили 128 человек и почему никто не понес за это ответственности.
Учитывая южнорусский темперамент и дух казачества, легко представить, какого рода патриотизм набирает сейчас обороты в регионе. Дефективность разрушительна, ей не нужны ответы на вопросы: "Как это стало возможно?", "Почему действия милиции так часто непрофессиональны?" и т.д. Лучше кого-нибудь побить, чтобы в очередной раз спасти Россию.
Когда милицейский генерал обещает расстреливать во имя торжества справедливости, он нам гарантирует, что эта самая справедливость не наступит никогда. Зато героическая дефективность будет цвести махровым цветом и вполне определенно ароматизировать нашу жизнь.