Геннадий Семигин решил, что ему рано опускать руки.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
На подходе к выборам коммунисты продолжают получать удары в спину. Они еще не оправились от сюрприза, преподнесенного Сергеем Глазьевым, как жизнь подкинула им новый "подарок". На днях конференция красноярской краевой организации КПРФ приняла решение, которая тянет на крупный скандал. Красноярские коммунисты постановили включить в центральную часть избирательного списка КПРФ председателя исполкома НПСР, вице-спикера Госдумы Геннадия Семигина. Это тот самый Семигин, которого коммунисты давно объявили "кротом Кремля", планировавшим переворот в рядах лево-патриотической опппозиции.
Обозреватель "НГ" обратился за разъяснениями к первому секретарю крайкома КПРФ Владиславу Юрчику и получил комментарий, еще более неожиданный, чем решение краевой конференции. "А кто объявлял Семигина "кротом"? Ваши коллеги Чикин с Прохановым,- уточнил Юрчик-. Это не значит, что все партийные организации придерживаются той же точки зрения." По его словам, не менее десятка региональных отделений Компартии придерживаются противоположного мнения и тоже собираются выдвинуть кандидатуру Семигина в головную часть партийного списка. Первый секретарь откровенным образом лукавил, выставляя председателя исполкома НПСР жертвой главных редакторов "Советской России" и "Завтра". Еще в январе действия Геннадия Семигина и руководимого им исполкома были сурово осуждены президиумом ЦК КПРФ. Так что инициатива красноярских коммунистов - акт демонстративного неповиновения партийной верхушке.
Семигин никакого отношения к Красноярску не имеет. Зато к нему имеет отношение Сергей Глазьев - тамошние коммунисты выдвигали его кандидатом в губернаторы края. А поскольку Семигина и Глазьева объединяет борьба с КПРФ "за создание широкого блока народно-патриотических сил", то направление ветра, подувшего с берегов Иртыша, угадывается без флюгера. Очевидно, что конфликт, организованный амбициозными союзниками, грозит перекинуться вовнутрь Компартии, доставив ее руководителям кучу неприятностей.
Заместитель председателя КПРФ Иван Мельников, впрочем, посоветовал обозревателю "НГ" не преувеличивать эти неприятности: "У нас демократическая партия, и региональные организации могут иметь различные точки зрения. Не знаю, откуда такие данные у Юрчика, но, по моим сведениям, организаций, способных поддержать решение красноярцев, не более двух-трех". Таким образом, съезд, который будет утверждать избирательные списки, Семигина наверняка "не пропустит". "Наше решение твердое, - сказал Мельников. - Семигину предложено баллотироваться по одномандатному округу в Ханты-Мансийске"
Иначе говоря, видеть "крота" в головном списке коммунисты не хотят, но и совсем лишать его партийной поддержки не намерены. Это добросердечие только на первый взгляд кажется противоестественным. А между тем партийное руководство до сих пор не вычеркнуло из кандидатских списков Сергея Глазьева, уже твердо пообещавшего организовать в пику коммунистам "вторую колонну". Мотивируется эта сдержанность не очень убедительно: пока, мол, Глазьев не предъявил список своего блока, нет оснований изымать его из числа претендентов на место в колонне КПРФ. Судя по многим признакам, лидеры КПРФ демонстрируют мягкотелость из соображений сугубой прагматики. Им не хочется, чтобы ответственность за "потерю Глазьева" хотя бы частично легла на них. В то, что глазьевский блок уведет у них много избирателей, они не верят, но то, что вся эта история с двумя левопатриотическими колоннами оживит оппозиционные, антизюгановские настроения внутри КПРФ, они знают совершенно точно.
Разговоры о том, что из-за неумелости лидера Компартия теряет ценнейшие кадры, не прекращались в среднем звене партактива никогда. Часть коммунистов не смирилась с исключением из партии Светланы Горячевой, Николая Губенко и Геннадия Селезнева, другим не понравилось, как обошлось партийное руководство с Геннадием Семигиным. У Сергея Глазьева "болельщиков" среди внутрипартийной оппозиции никак не меньше, поэтому на сентябрьском съезде, который должен будет утверждать избирательные списки, на партийный ареопаг может накатить крутая волна критики снизу. И решение красноярских коммунистов - первый сигнал об этой опасности.
Чтобы отвести угрозу серьезной стычки на съезде, лидеры КПРФ, похоже, готовы сделать невероятное - простить Глазьева, если у него ничего не получится с его блоком. Несколько "перебежчиков", записавшихся было в глазьевские соратники, на днях уже помилованы и приняты обратно. "Виктор Илюхин, Игорь Родионов, Николай Харитонов и Георгий Тихонов идут с нами - это уже твердо,- сказал вчера в интервью "НГ" Иван Мельников.- Открытой остается дверь и для Глазьева". Какое отступное может получить самый ценный "возвращенец", зампредседателя КПРФ не сказал, но заметил, что "консультации по этому поводу ведутся".