Сегодня Россия стоит не столько перед политическим, сколько перед историческим выбором одного из трех основных сценариев развития. Передоверить этот выбор одному Минфину нация просто не имеет права.
Первый сценарий - инерционный (осуществляемый ныне). На его основе на время удалось снизить остроту проблем, связанных с распадом СССР и развалом экономики России, но не решить их. Нынешние темпы роста ВВП (до 5% ежегодно), рост золотовалютных резервов, сокращение внешней задолженности, приостановку дезинтеграции страны можно рассматривать лишь как относительно позитивные симптомы, позволяющие надеяться на "выздоровление" страны, но никак не само выздоровление. Примером такого сценария может стать концепция федеральной целевой программы "Развитие информатизации в России на период до 2010 года". В ней, в частности, говорится, что "основной целью Программы┘ является создание┘ предпосылок и условий перехода страны в информационное общество┘" Подчеркнем, что к 2010 году, когда все ведущие государства будут существовать и развиваться по законам информационного общества, правительственная программа предполагает только "создание условий и предпосылок", т.е. планирует заведомое отставание страны.
Реализация этого сценария неизбежно приведет уже в среднесрочной перспективе к таким последствиям, как: потеря части суверенитета; окончательное превращение России в промышленно отсталое государство; полная потеря перспектив воссоздания современного научного и культурного потенциала; дезинтеграция территорий и, возможно, частичное их отторжение; неизбежное повторение кризисов.
Второй, экстенсивно-ресурсный ("амбициозный") сценарий предполагает пересмотр основных существующих параметров развития в сторону их увеличения. Рост ВВП на 7-8% в год, усиление инновационной, научной и образовательной политики, другие мероприятия, которые сегодня оцениваются как "амбициозные", могут в итоге привести к тому, что Россия к 2020 году сможет сохраниться как государство регионального уровня влияния. Она не войдет в число государств - лидеров глобализации ни по уровню ВВП на душу населения, ни по состоянию важнейших государственных институтов: армии, образования, науки и техники. Этот "догоняющий" сценарий может привести в лучшем случае к незначительному сокращению разрыва в уровнях развития со странами - лидерами глобализации.
И, наконец, третий, интенсивно-технологический сценарий предполагает, что в ближайшие 15-20 лет темпы роста России составят не меньше 15%, в результате чего она сможет решить следующие задачи: ликвидировать в основном научно-технологическое отставание, выйдя на некоторых направлениях НТП на уровень стран - лидеров глобализации; реструктурировать экономику, использовав все национальное богатство для создания "экономики знаний"; включить все неиспользуемые научно-технологические ресурсы в работу по выводу российской экономики на уровень наиболее развитых в экономическом отношении зарубежных стран; создать эффективную систему образования и переподготовки кадров, соответствующие потребностям информационного общества; воссоздать на новой основе эффективные институты государственной власти и управления; вернуть в конечном счете России лидирующие позиции в мире, прежде всего в области развития культуры, интеллекта, нравственности, духовности человека, считая именно эту цель главной стратегической задачей постиндустриальной модернизации страны.
Мы полагаем, что эти задачи не только могут, но должны быть решены. Для этого у России есть необходимые ресурсы.
При рассмотрении интенсивно-технологического сценария следует прогнозировать стремительный рост секторов новой экономики, который сегодня не поддается точной оценке. Очевидно, однако, что такой рост будет и масштабы его будут огромными даже по сравнению с существующими, традиционными секторами. Это видно на примере вероятного развития IT-рынка.
Во-вторых, у России есть как минимум четыре фактора, благодаря которым могут быть увеличены темпы роста выше 15-17% в год.
Страна все еще обладает кадровым потенциалом, который может быть значительно усилен, если вернуть в науку тех, кто ее покинул (более 50%), и провести реформу образования и переподготовки кадров. Нынешняя система образования, очевидно, не способна решить этих задач. Так, по некоторым оценкам, более 90% выделяемых институтам средств направляется на поддержание основных фондов, а собственно на переподготовку и информационное обеспечение - менее 10%.
Последние годы информационно-технологический сектор российской экономики развивался опережающими темпами, и можно предположить, что к 2020 году он по нынешним представлениям может вырасти до фантастических объемов в 80-100 млрд. долларов.
Но и "старые" высокотехнологические секторы экономики могут дать, если будет рациональная промышленная политика, прибавку в темпах роста в разы, т.е. 100% и более, а не на 10%. Так, если взять, например, авиационную отрасль (а в таком же положении находятся и многие другие отрасли), то следует напомнить, что в СССР производилось ежегодно более 150 самолетов гражданской авиации. Сегодня только 3. Это означает, что восстановление, даже частичное, производства до 30 самолетов в год будет означать прирост в отрасли на 1000%. Задача, по мнению специалистов, реальная уже в 2004 году.
В России стали, пусть и с большим опозданием, понимать приоритетность наукоемких отраслей в руководстве страны. Если правящая элита России до конца осознает стратегические приоритеты развития информационного общества и станет предпринимать действительные практические решения, то значительная часть ВВП России в 2020 году может приходиться на наукоемкие технологии.
По сути, с политической точки зрения у России нет альтернативы сценарию опережающего интенсивного развития, своего рода "скачку", когда ежегодные темпы роста ВВП и душевого дохода должны быть не ниже 12%. (Такие, даже большие темпы, кстати, в последние годы демонстрирует экономика ряда российских регионов и Казахстана.)
В этой связи принципиально важным становится инвентаризация всех ресурсов, которые можно использовать для целей опережающего развития. Очевидно, что в интересах опережающего развития необходима мобилизация всех имеющихся ресурсов - как материальных, так и организационных и моральных, а также воля политического класса.
Все основные объективные условия для реализации интенсивно-технологического сценария развития страны есть. Правящему классу России в первую очередь необходимо проявить политическую волю в создании общественных механизмов мобилизации народа на свершение научно-технологического рывка и сотворения "экономического чуда" по опыту других стран.