В воскресенье, 17 августа, в Карачаево-Черкесии состоятся вторые за историю республики президентские выборы. Первый опыт демократии четыре года назад расколол республику на два лагеря - сторонников и противников действующего президента КЧР и его основного оппонента черкеса Станислава Дерева. Многомесячное противостояние, сопровождаемое взаимоисключающими судебными решениями и грозящее перейти в межнациональный конфликт, тогда удалось разрешить только вмешательством Центра, без поддержки которого победа карачаевца Семенова была вряд ли возможна. Результаты первых выборов оспариваются и сегодня, но уже не столько политиками, сколько исследователями.
Президент Владимир Семенов - один из фаворитов гонки - имеет возможность теперь как глава республики гарантировать честные выборы, а заодно и подтвердить, что четыре года назад федеральный Центр не ошибся, сочтя его сильнейшим. Между тем нынешние выборы в КЧР интересны именно отстраненностью Центра от провинциальных страстей. По мнению местного политолога Руслана Мешхоева, высказанному "НГ", подобное "равнодушие" Центра чем может вызвать на местах соблазн подтасовать результаты выборов. Удивительно, что в таком сложном регионе, как КЧР, где первые свободные выборы были проведены даже позже, Чечне, на объективность подсчета бюллетеней кандидаты в президенты почти не обратили внимания.
Первое глухое недовольство уже высказывается кандидатами, усмотревшими "использование административного ресурса" в обещании Семенова предоставить 20 тысячам чеченских беженцев (около 4% от численности населения республики) эфирное время на гостелевидении для передач на родном языке. Учитывая, что общее время на ТВ для регионов ограничено, в Черкесске гадают, чье эфирное время урежут, чтобы дикторы заговорили по-чеченски.
Кроме Семенова фаворитами гонки называют директора Национального банка Мустафу Батдыева и судью Верховного суда Ильяса Бурлакова. Все трое - по национальности карачаевцы. В этом одна из особенностей выборов. Главный противник Семенова на прошедших выборах - президент ООО "Меркурий" Станислав Дерев и вся черкесская элита вместе с национальной организацией "Адыгэ Хасэ" реально оценили свои силы и предпочли поддержать Батдыева. На его стороне и остальные этнические организации, а также движение "Возрождение", созданное из членов предвыборного штаба Семенова, в 1999 году разочаровавшихся в своем выдвиженце.
Куда интереснее построена выборная кампания Ислама Бурлакова. Беспартийный судья был неожиданно поддержан местным отделением КПРФ во главе с ее председателем, мэром Черкесска Михаилом Якушем. Выбор Якуша поддержала партия Зюганова: депутат Госдумы Михаил Глазьев специально прилетал в эти дни на юг. Однако партийная поддержка отражает лишь мнение руководства, тогда как рядовые обладатели партбилетов будут голосовать самостоятельно. Это особенно характерно для кавказских республик, где избирателя больше подкупает харизма и национальная принадлежность кандидата.
В случае если состоится второй тур выборов, актуален вопрос, кто будет соперником действующего президента Карачаево-Черкесии - Батдыев или Бурлаков? Не менее важен и другой вопрос: кого из двух претендентов поддержат проигравшие?
Черкесск