0
1082
Газета Политика Интернет-версия

13.08.2003 00:00:00

Глазьев расставил фигуры

Тэги: глазьев, кпрф, разрыв, блок, выборы


глазьев, кпрф, разрыв, блок, выборы Виктор Геращенко поможет команде Глазьева не деньгами, так харизмой.
Фото Петра Кассина (НГ-фото)

Депутат Госдумы от КПРФ Сергей Глазьев дозрел до публичного разрыва отношений с пригревшей его партией. "Точка возврата", с которой еще можно было повернуть вспять, пройдена. В субботу Глазьев собирает съезд своего Конгресса русских общин, где объявит о формировании "блока народно-патриотических сил", который пойдет на выборы отдельно от КПРФ. Предполагается, что в блок вольются помимо КРО Партия российских регионов, Партия социальной справедливости, Партия труда, кубанское движение "Отечество", партия "СЛОН" и еще несколько организаций мелкого калибра. Избирательный список новой коалиции, по информации "НГ", откроют Сергей Глазьев и его думский коллега Дмитрий Рогозин, третьим числится главком Воздушно-десантных войск Георгий Шпак, четвертое и пятое места предложены экс-премьеру советского правительства Николаю Рыжкову и ветерану банковского дела Виктору Геращенко, седьмым записан лидер "СЛОНа" депутат Вячеслав Игрунов, еще одно место обещано отставному министру обороны Игорю Родионову. Среди известных лиц, которые согласились возглавить региональные списки, фигурируют бывший кубанский губернатор Николай Кондратенко и депутат-коммунист Виктор Илюхин.

Ассортимент, по-видимому, будет уточняться. Некоторые из потенциальных членов коалиции признались обозревателю "НГ", что смущены предлагаемым набором имен. Одни не могут понять, что у них общего, например, с Кондратенко, другие испытывают дискомфорт, увидев в единомышленниках недавнего "яблочника" Игрунова. Не всех устраивает и выделяемое их организациям количество "списочных" мест. Так что за оставшийся до объявления выборов месяц комплектуемый блок скорее всего еще не однажды будет подвергнут "усушке и утруске".

Но одно уже ясно абсолютно точно: Сергей Глазьев и коммунисты стали на "тропу войны". Пресс-служба КПРФ оперативно распространила заявление Геннадия Зюганова, в котором лидер Компартии припомнил недавнему соратнику Глазьеву работу в правительстве Гайдара и участие в обманной избирательной кампании генерала Лебедя в 1996 году. Зюганов не сомневается, что на создание альтернативной патриотической колонны Глазьева благословили в Кремле, увидев в нем человека, готового работать против коммунистов. "Знаю, - говорит председатель Компартии, - что он уже обсуждал вопрос о создании блока, параллельного КПРФ, в администрации президента. Вместе с Рогозиным встречался по этому поводу с Путиным".

Дальше ехать уже некуда. Если верить Зюганову, налицо измена. Хотя в других терминах это можно назвать финалом, наступление которого было запрограммировано.

Что стоит на кону

Разрыв был неотвратим, потому что коммунисты не могли дать Глазьеву то, чего он хотел. Самое большее, что они готовы были сделать для безмерно ценимого союзника, - поставить его вторым номером в своем избирательном списке, затем выхлопотать для него приличный думский комитет или место вице-спикера Госдумы. Но Глазьева не интересовало место в чужом списке и в чужой фракции, он уже давно намекал лидерам Компартии, что в следующей Думе хотел бы иметь свою депутатскую группу. Этот намек означал, что Сергею Юрьевичу надоело состоять "при КПРФ" и он намерен обустраивать собственную политическую площадку.

Засиживаться в статусе "кузена из Житомира" Глазьев, судя по всему, не собирался с самого начала сближения с Компартией, поскольку довольно скоро дал понять новым товарищам, что видит себя кандидатом в президенты от лево-патриотических сил. "НГ" уже писала, что перед президентской кампанией 2000 года Сергей Глазьев просил коммунистов выдвинуть его в качестве "запасного кандидата" - в помощь Геннадию Зюганову. Тогда его план был вежливо, но твердо отклонен, и долгое время к нему никто не возвращался. С приближением нового выборного цикла, неплохо размявшись на губернаторских выборах в Красноярске, Глазьев реанимировал свой проект, предложив коммунистам отказаться от традиционного "списка КПРФ" и согласиться на формирование межпартийного избирательного блока (затем - "параллельной" союзной колонны). В разговорах на публику это мотивировалось задачей собирания народно-патриотических сил и мобилизации "протестного" электората, не охваченного коммунистами. Однако в КПРФ уже мало кто сомневался, что Глазьеву просто-напросто нужна своя "машина для выборов", своя фракция в Думе, а затем - мандат на участие в борьбе за президентский пост.

Мечтать о президентстве волен каждый. Объективно говоря, Глазьев не подряжался до конца дней писать экономические программы для КПРФ и агитировать за Зюганова. Но так как строить собственную политическую площадку он решил на территории, которую давно застолбили коммунисты, план его был признан враждебным. Тщетно убеждал он левых, что "параллельная" колонна не перпендикулярна интересам КПРФ, что к ней надо отнестись как к союзнице, заключить с ней пакт о взаимной поддержке и т.п. "Выборы - это борьба, а не синхронное плавание, - жестко сказали Глазьеву коммунистические боссы. - Поэтому - никаких пактов, будем бороться".

И Глазьев, и его оппоненты из КПРФ стараются не распространяться об истинной природе их конфликта. В глазьевской интерпретации причина размолвки - эгоизм, сектанство, догматизм зюгановских функционеров, их неправомерные претензии на монопольное представительство народных интересов. В версии предводителей Компартии Глазьев - заурядный перебежчик, "оборотень", купленный президентской администрацией. Никто из статусных дискутантов не говорит, что борьба идет за место лидера в лево-патриотическом стане. Обе стороны считают эту тему неприличной для обсуждения на людях.

Компартия не согласна на роль второго плана

Проблема Глазьева не в том, что приглянувшееся ему место занято, что Зюганов не собирается сдавать вахту. Даже близкие к лидеру КПРФ люди понимают, что Геннадий Андреевич не может быть пожизненным кандидатом в президенты, и психологически готовы к неизбежной смене "коней на переправе". Один из активистов Компартии в приватном порядке объяснял обозревателю "НГ": "Следующие президентские выборы очень удобны для "раскрутки" нового кандидата от оппозиции. Победитель уже все равно известен, кто будет вторым и сколько процентов он получит - никакого значения не имеет. Зато мы могли бы потренировать свежего лидера и к 2008 году имели бы подготовленного кандидата".

Сторонники этой точки зрения более всего рассчитывали как раз на 42-летнего члена-корреспондента РАН Сергея Глазьева. Но проблема в том, что Глазьев не захотел вступать в КПРФ. Сделать же лидером лево-патриотической оппозиции человека, стоящего вне Компартии, - вариант для коммунистов неприемлемый. Это означало бы, что КПРФ перестает контролировать оппозиционное движение и покорно отходит на задний план. К таким подвигам самоликвидаторства не склонна, наверное, никакая партия. К тому же коммунистам не понятно, кто мог бы принять у них бремя организатора и вдохновителя лево-патриотических сил, потому что кроме КПРФ ни одной дееспособной организации на этом фланге нет. Стоит Компартии отойти в сторону - вся хлипкая конструкция НПСР рухнет, как карточный домик.

Фигуры против структур

На какие силы, структуры, ресурсы рассчитывает Глазьев, пойдя на разрыв с КПРФ, - самая большая из его тайн. Деньги и поддержку государственных СМИ ему, вероятнее всего, обеспечат - но кто возьмет на себя организационную рутину избирательной кампании? Партийная "мелочь", собранная Глазьевым, состязаться с такой машиной, как КПРФ, ясное дело, неспособна. Это эфемерные создания, "политический планктон", ничего путного они организовать не могут. Глазьев - один из сопредседателей Народно-патриотического союза, но использовать эту структуру ему вряд ли дадут. "Все региональные отделения НПСР включены в нашу кампанию", - твердо сказал "НГ" зампредседателя КПРФ Иван Мельников.

Из того, что говорят и пишут работающие на Глазьева политконсультанты, можно понять, что строитель нового блока делает ставку не на структуры, а на имена. И в первую очередь - на свое собственное. В его окружении на вопрос, не высоковат ли для них 5-процентный барьер, принято отвечать вопросом: "Неужели под такое имя, как Сергей Глазьев, трудно собрать 5 процентов голосов? Глазьев - это же отличный брэнд".

По критерию личной популярности комплектуется весь избирательный список блока. Ни Геращенко, ни Рогозин, ни Шпак, ни Рыжков-старший, ни Родионов не помогут Глазьеву ни деньгами, ни оргресурсом. На многих трудно рассчитывать даже как на агитаторов. Единственная причина, по которой этим людям предложили место в голове колонны, - положительный, на взгляд вербовщиков, имидж. Предполагается, что у каждого есть какое-то количество симпатизантов в среде оппозиционного электората и в совокупности из персональных сборов может сложиться достаточно приличный процент.

Опыт Жириновского показывает, что личная привлекательность кандидата может перевесить все прочие избирательные ресурсы. Однако применимо ли это к Глазьеву и его "сборной солянке" - гипотеза, которая, естественно, нуждается в проверке практикой. Блок замахивается на 10 процентов голосов - но мало ли кто на что замахивается? Геннадий Селезнев еще недавно предрекал своей партии 15 процентов, "евразийцы" Павла Бородина на меньшее тоже не согласны. Факт однако, что к намерениям Глазьева коммунисты относятся с большей серьезностью, чем к планам Селезнева. Затея спикера была предметом насмешек, на Глазьева реакция бурная и раздраженная. По-видимому, "вторая колонна" в самом деле способна нанести Компартии ущерб, и коммунистам надо будет немало постараться, чтобы альтернативные патриоты не дошли до Думы. В противном случае Глазьев получит законное право претендовать на лидерство в оппозиционном лагере и неизбежно начнется процесс выноса "красного бревна" (так молодые левые именуют КПРФ) на задворки истории. Словом, ставки в этой игре довольно высоки, и мирно двум колоннам не разойтись.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
546
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2271
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1494
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1122

Другие новости