Впервые требование о том, что глава Республики Башкирия должен знать башкирский язык, было выдвинуто в 1990 году на выборах председателя Верховного совета народных депутатов республики. Экзамен на знание языка предстояло сдавать публично: каждый из кандидатов должен был с трибуны республиканского парламента сказать одну фразу на башкирском. Я был единственным из кандидатов, кто отказался участвовать в этом спектакле.
На тех выборах мы проиграли Муртазе Рахимову. Но я не считаю, что мой отказ выступать на башкирском сыграл в этом какую-то роль. Хотя, думаю, что у русских или татарских кандидатов, даже знающих язык, вообще было мало шансов на победу. Однако тогда даже критически настроенные к кандидатуре Рахимова люди не могли предположить, что результатом тех выборов и последующих 13 лет станет рост национализма и межнациональной розни в Башкирии. Еще одной особенностью правления Муртазы Рахимова стало насаждение культа личности на фоне экономического упадка республики.
Под безумолчным хором дифирамбов в адрес "родного президента" скрывается его теневая жизнь. Создается шумовой фон полного благополучия, на котором нет места для критики Рахимова как гаранта суверенитета. Но за последние годы коренным образом изменилось региональное законодательство, оно приведено в соответствие с федеральным. И в Башкортостане заново переписана Конституция. От элементов былой государственной независимости республики в Основном законе РБ ничего существенного не осталось. Таков итог: 13 лет наши законодатели под руководством вождя работали в корзину.
Сам Рахимов в этих условиях ведет себя крайне непоследовательно: то клянется в верности России, то пытается изобразить себя бескомпромиссным борцом за суверенитет Башкортостана. Это потому, что, с одной стороны, он обязан выполнять российские законы, а с другой - башкирские СМИ уже больше десяти лет внушают избирателю, что президентом республики может стать только самый достойный из башкир.
В прежней Конституции республики прямо было записано, что ее президентом может быть либо башкир, либо представитель любой национальности, в совершенстве владеющий литературным башкирским и русским языками. Кстати, у жителей республики за минувшие годы было немало возможностей услышать своего президента и "насладиться" его "литературной" речью, хоть на башкирском, хоть на русском. Поэтому, справедливости ради, надо отметить, что, когда из обновленной Конституции РБ указанная статья выпала, Муртазе Рахимову это было лишь на руку.
Теперь в соответствии с законом главой республики может стать представитель любой национальности, будь он русский, башкир или татарин, лишь бы владел общероссийским государственным языком, то есть русским. Кто же против? Сторонники Рахимова! Они по-прежнему стремятся внушить нам мысль о том, что президентом республики может быть только башкир. Впрочем, любому другому башкиру, кроме Муртазы Рахимова, стать президентом в республике будет так же трудно, как русскому, татарину или, скажем, марийцу.
Так какой же президент нужен Башкортостану?
Народу Башкирии нужен руководитель, который обязан быть настоящим гарантом его прав и свобод, выразителем и защитником его интересов и чаяний. Честность, открытость, доступность, справедливость, неприятие лжи, дешевого популизма, лести - вот черты облика будущего президента. Для такой республики, как Башкортостан, требуется большой политик, человек государственного масштаба, достойный неподдельного уважения со стороны всех ветвей федеральной власти и общественности страны.
Президент должен определить первоочередные задачи, прежде всего в области экономической политики, принять самые радикальные меры по инвентаризации всех природных, производственных и кадровых ресурсов. Поставить главной целью экономической политики обеспечение всего самодеятельного населения работой. Тем самым будет решена главная задача социальной политики. Сейчас в республике идет все более ускоряющийся процесс социального расслоения. Президент должен взять под личную защиту униженных и обездоленных, в частности, беспризорных детей.
Президенту необходимо будет сформировать собственную команду из людей под стать ему самому, настоящих профессионалов управленческого дела, единомышленников, но не подхалимов.
Значит ли, что таким президентом в Башкирии может быть только башкир? История дает убедительные примеры того, что правитель - выходец из того или иного народа со временем становится беспощадным диктатором прежде всего по отношению к своему народу. От Александра Македонского больше других пострадали македоняне, от Наполеона - корсиканцы.
Что получили башкиры от Рахимова? Фактически он обезглавил нацию, изгнав из республики прежде всего наиболее известных башкирских политиков, бизнесменов и деятелей культуры, так как боялся их соперничества, ведь именно они по прежнему башкирскому законодательству могли стать для Рахимова главными соперниками в борьбе за власть. Многие из тех, кто когда-то голосовал за него, сегодня стали эмигрантами из-за постоянного преследования и административного давления со стороны властей.
Но история преподает и другие уроки. Руководителями Башкирии в разное время были люди разных национальностей. Например, еврей Яков Быков, который возглавлял республику в очень сложный период. В непростые годы дважды возглавлял башкирскую партийную организацию русский Семен Игнатьев.
Быков и Игнатьев выдвигали на руководящую работу представителей коренной национальности. Они учили своих выдвиженцев ответственности, творческой активности, смелости и самостоятельности. Эти качества никогда не заменяла личная преданность подчиненных боссу-благодетелю.
Теперь все зависит от возможности проведения в республике демократических выборов без использования морального и физического давления на будущих кандидатов в президенты, и возможности избрать президентом настоящего лидера республики, который сумеет сплотить воедино весь многонациональный народ Башкирии для решения насущных экономических и социальных задач. Без показухи и болтовни! Главное, чтобы люди стали жить лучше за счет использования природных богатств и возможностей республики для блага всего ее населения, а не для отдельных высокопоставленных личностей.