Идея переноса парламентских выборов с декабря 2003 года на март 2004-го продолжает будоражить политбомонд. Известная инициатива, актуализированная представителями движения "Новая Россия", с подачи сетевых СМИ обогатилась юридически выверенной схемой воплощения этой идеи в жизнь. Даже если сей план неотложных действий по переносу выборов не более чем провокация, видно, что его разрабатывали профессионалы. Во всяком случае, опрошенные "НГ" правоведы согласились с тем, что предложенная комбинация в противоречие с Конституцией не входит.
Авторы плана утверждают, что вопрос о конкретных сроках выборов не находится в ведении Конституции. В Основном законе говорится лишь о том, что нижняя палата парламента очередного созыва должна работать четыре года. Нет требования ее немедленного обновления. Более того, из контекста других статей следует, что допускается небольшой временной лаг, когда страна может жить без парламента. Отсюда делается вывод: нынешние думцы имеют право проработать с 19 января 2000 года до 19 января 2004 года. А уже потом могут быть назначены очередные парламентские выборы, которые можно таким образом совместить с президентскими. Стало быть, решить вопрос об изменении даты проведения кампании можно с помощью внесения поправок в обычные избирательные законы.
Единственная проблема заключается в том, что ныне действующее законодательство требует, чтобы президент своим указом назначил выборы не позднее 7 сентября - с тем чтобы они состоялись 7 декабря 2003 года. То есть законодательно оформить идею переноса необходимо до 7 сентября, иначе она теряет всякий смысл. Для этого, по замыслу авторов этой интриги, Государственной Думе следует собраться несколько раньше намеченных сроков: вместо 9 сентября осенняя сессия должна стартовать 26 августа. Тогда же депутаты должны принять соответствующие поправки сразу в трех чтениях. Совет Федерации также должен вернуться с каникул раньше запланированного срока и одобрить изменения не позднее 2 сентября. Затем, не позднее 6 сентября, обновленные законы, благополучно миновавшие обе палаты российского парламента, направятся на подпись президенту.
"Это полная чушь - в столь короткие сроки принять два закона невозможно по определению", - заявил в интервью "НГ" председатель комитета Совфеда по конституционному законодательству Юрий Шарандин, комментируя предложенную безымянными авторами схему. Но теоретически, по словам сенатора, эта идея не лишена оснований, по крайней мере Конституции не противоречит. Правда, хотя открытого нарушения процедуры принятия законов в этой схеме нет, косвенно оно все же присутствует. К примеру, документы, касающиеся прав гражданина, вступают в действие только по прошествии десяти дней со дня их опубликования. Кроме того, в случае реализации данного проекта сроки рассмотрения этих законопроектов в Госдуме и Совете Федерации будут настолько сжатыми, что никакие иные субъекты законодательной инициативы - сенаторы и депутаты региональных законодательных собраний - не смогут внести свои поправки. Естественно, что при таком раскладе все варианты согласования и учет мнения кого бы то ни было напрочь отсутствуют.
Такого же мнения придерживается и глава комитета по конституционному законодательству Государственной Думы Павел Крашенинников. По его словам, хотя данная схема теоретически возможна, практически она абсолютно невыполнима - начиная от нереальных сроков, определенных для принятия законов, заканчивая малопредсказуемой реакцией депутатского корпуса на такого рода предложения. По мнению парламентария, Госдума совсем недавно уже перенесла выборы с 19 на 7 декабря, и перенос даты голосования в обратную сторону, да еще и на три месяца вперед, будет выглядеть, мягко говоря, странно. Кроме того, необходимого количества депутатов в нужный момент просто-напросто не собрать в Москве - большинство парламентариев, по словам Крашенинникова, находятся за пределами России.
Представители официальных ведомств вообще предпочли не рассуждать на тему, насколько реалистична предложенная процедура совмещения выборов. Так, начальник управления конституционного законодательства Министерства юстиции Эдуард Нехай заявил "НГ", что этот вопрос находится вне компетенции его структуры, поскольку он "чисто политический". А председатель Центризбиркома Александр Вешняков, в свою очередь, заверил "НГ", что и выборы депутатов Госдумы, и выборы президента, которые очерчены четырехлетними рамками, в любом случае пройдут в срок. А их перенос или совмещение являются, по мнению Вешнякова, нарушением российской Конституции. "К тому же закон конкретизирует дату выборов. Если речь идет о выборах депутатов - это первое воскресенье месяца, в которое истекает конституционный срок Госдумы", - резюмировал глава ЦИК.
В чем сходится большинство экспертов, так это в том, что для реализации подобного проекта в любом случае понадобится волевое решение главы государства. Ведь именно ему придется брать на себя всю ответственность за эту нешуточную "рокировку", а также публично объяснять целесообразность совмещения выборов избирателю и парламентариям. В возможности такого исхода опрошенные "НГ" эксперты сильно сомневаются. Чем подтверждают версию о том, что данная затея носит все же провокативный характер. Но кто и для каких целей вбрасывает тему "заговора с целью переноса выборов" в информационное пространство, можно только догадываться.