Сегодня президент Владимир Путин прибывает с официальным визитом в Малайзию. Как известно, эта поездка планировалась на начало июля, однако была отложена в связи с терактом в Тушине. После взрыва в Моздоке президент решил не корректировать свои внешнеполитические планы. Такое решение было принято в ходе субботней рабочей встречи Путина с главой МИД РФ Игорем Ивановым, а также состоявшейся вслед за ней встречи президента с директором ФСБ Николаем Патрушевым и генпрокурором РФ Владимиром Устиновым (на которую был приглашен Игорь Иванов).
Вслед за этим в Куала-Лумпур вылетела группа высокопоставленных российских чиновников, чтобы согласовать окончательные детали отложенного с начала июля визита (теперь он намечен на завтра, 5 августа).
На переговорах в Малайзии среди прочих - и об этом уже писала "НГ"═ - намечено обсудить и проблему взаимодействия двух стран в борьбе против международного терроризма и религиозного экстремизма.
На фоне возрастающего стратегического партнерства в отношениях между Москвой и Куала-Лумпуром малайзийцы проникаются все большим пониманием российского подхода к Чечне, и последние теракты лишь укрепили эту тенденцию. Не исключено, что на предстоящем в октябре с.г. в Куала-Лумпуре саммите Организации исламской конференции премьер-министр Махатхир Мохамад может выступить с инициативой, которая бы лишила Масхадова и "чеченского сопротивления" в целом какой-либо поддержки со стороны исламских государств.
Следует отметить, что малайзийское руководство предпринимает все более активные усилия по противодействию международному терроризму. 1 июля в Куала-Лумпуре при содействии США был учрежден региональный антитеррористический центр, который призван координировать соответствующие усилия с другими странами Юго-Восточной Азии, в том числе и в области обмена развединформацией. Российская сторона намерена установить постоянный канал взаимодействия с этим центром и, в частности, предложить малайзийцам наладить сотрудничество с антитеррористическим центром ШОС в Бишкеке.
При этом, как поведал корреспонденту "НГ" источник в МИД РФ, российская сторона обращала внимание на существование международной "террористической дуги" от Филиппин до Чечни, внутри которой существует тесное взаимодействие, что, соответственно, требует ответной координации действий между государствами ЮВА, с одной стороны, и Россией и ее партнерами - с другой.
В российском МИДе не исключают, что теракты в Тушино и Моздоке могли быть, помимо прочего, направлены и на то, чтобы помешать развитию российско-малайзийского сотрудничества в антитеррористической сфере. Хотя, как заметил мидовский источник, у главарей террористов могли быть и другие, более весомые, мотивы.
Так или иначе, если бы президент Путин и на этот раз отменил свой зарубежный визит, то, рассудили в Кремле, террористы получили бы ложный месседж, что они, мол, уже начали управлять зарубежным протоколом главы российского государства.
Как известно, в Малайзии уже много лет проживает сын Аслана Масхадова Анзор. Недавно его навещали там мать и сестра (соответственно, жена Масхадова Кусама и дочь Фатима). Обладатель российского паспорта Анзор Масхадов (как известно, воевал против федеральных сил в прошлую чеченскую кампанию) в Куала-Лумпуре учится в военной академии и попутно, как считается, является неформальным представителем своего отца. Российские СМИ писали, что сын Масхадова занимается бизнесом, доходы от которого могут идти на финансирование террористической деятельности. В МИД РФ такой информацией не располагают. "Если бы такие сведения от российских спецслужб поступили, мы сделали бы соответствующее представление малайзийской стороне", - сказал наш источник.
Другой вопрос, заметил собеседник, что в Исламском университете Малайзии обучаются немало выходцев с Северного Кавказа, которые имеют просроченные паспорта гражданина СССР или вообще недействительные документы. В Москве не исключают, что часть этих людей может быть связана с террористическими организациями, и не раз призывали малайзийскую сторону разобраться в данном вопросе.