- Как в свете последних терактов в России власти США оценивают войну в Чечне и какие видят перспективы ее окончания?
- Нам кажется, что проблема Чечни должна быть решена путем политического урегулирования. Мы знаем, что в ужасных террористических актах, хотя они были направлены прежде всего против российских интересов, пострадали не только многие россияне, но и чеченские граждане.
И хотя мы продолжаем настаивать на уважении прав человека и политическом решении чеченской проблемы, ничто из того, что происходит в Чечне, не оправдывает убийств невинных людей ради достижения политических целей, чего добиваются чеченские террористы.
Мы всячески поддерживаем усилия России в борьбе с терроризмом, но одновременно стремимся к обсуждению с нашими российскими коллегами проблемы политического урегулирования ситуации в Чечне.
- У некоторой части российской общественности существует мнение, что в ответ на "правильное понимание" Вашингтоном существующих в России проблем с демократией и с Чечней, Москва, кроме прочего, постепенно уступает США инициативу и влияние на всем постсоветском пространстве. Что вы думаете об этом?
- Да, мы заметили, что некоторые круги в России проявляют недовольство тем, что у США - особенно после событий 11 сентября - складываются весьма крепкие и тесные отношения с руководством некоторых постсоветских республик, особенно центральноазиатских. Мы четко заявили руководству Российской Федерации, что США не намерены создавать в государствах Центральной Азии военные базы на постоянной основе. Мы стремимся прежде всего к развитию полноценных экономических, политических и культурных отношений со всеми странами бывшего СССР. Кроме того, мы хотели бы наладить взаимопонимание и с вооруженными силами этих государств. Но пока это не находит должного понимания во всех сегментах российского общества, и мы знаем об этом.
- Как в Вашингтоне воспринимают создание в России режима так называемой "управляемой демократии", при котором Кремль стремится управлять парламентом, прокуратурой, крупнейшими бизнес-компаниями и ведущими СМИ? Или американское руководство ради партнерства с Москвой в борьбе с международным терроризмом готово пожертвовать своими привычными представлениями о демократии?
- Я могу ответить на этот вопрос одним словом: "Нет!" Но добавлю. Мы полагаемся на сотрудничество с Россией в войне с терроризмом. Ваша страна тоже напрямую пострадала от террора. Мы регулярно встречаемся с российскими коллегами и обсуждаем различные аспекты антитеррористических действий.
Но если вы познакомитесь со всеми вопросами, затрагиваемыми в наших дискуссиях, вы поймете, что мы очень откровенно говорим обо всем: о демократии, свободе печати, незаконной торговле людьми, а также о распространении наркотиков, в частности из Афганистана, из-за которых страдаем и мы, и вы. Ничем из этого мы не намерены жертвовать во имя войны с международным терроризмом.
- В конгрессе начались слушания о правомерности действий американского руководства в Ираке. Насколько госдепартамент готов к ним? Хотелось бы также узнать: где иракское оружие массового уничтожения и где Саддам Хусейн?
- Я понятия не имею, где сейчас находится Саддам. Появляются все новые видеозаписи с его выступлениями. Что касается оружия массового уничтожения, то наш главный инспектор по этому вопросу Дэвид Кей сейчас подготовил для нас отчеты из Ирака, и, насколько я знаю, они имеют довольно оптимистическое содержание.
У Дэвида Кея накоплено огромное количество документов, которые дают представления о программах вооружения бывшего режима. Эти документы сейчас переводят с арабского языка и систематизируют. Нельзя отрицать наличие у Саддама программы создания ОМУ, ведь он использовал химическое оружие против собственных сограждан. Поэтому мы убеждены, что данные об ОМУ найдем.
Что касается уровня подготовки госдепартамента к слушаниям в конгрессе, то и я лично весьма детально этим занимался. У нашего ведомства хорошая репутация в конгрессе, потому что мы в течение последних двух лет всегда были откровенны и честны перед ним. И на сей раз, как и всегда, мы расскажем конгрессменам правду о ситуации в Ираке. Когда вы выбираете между альтернативами, то правда - всегда хорошая вещь. Это шутка.
- Но, как выяснили журналисты ряда американских и зарубежных СМИ, некоторые данные из выступлений Колина Пауэлла накануне войны в Ираке, в том числе якобы подтверждаемые схемами и разведывательными аэрофотосъемками, оказались или очень старыми, или неточными. И даже фальшивыми.
- Эти журналисты были не правы! Совсем наоборот: те схемы показали, например, передвижную лабораторию для изготовления биологического оружия, которая впоследствии была обнаружена. И знаете как? Один иракский гражданин похитил грузовик с прицепом, который никак не мог отсоединить от тягача. В конце концов он поехал в таком виде по шоссе. Когда наши военнослужащие остановили этот грузовик и внимательно осмотрели его, то оказалось, что прицеп является той самой мобильной лабораторией. Несчастный злодей ничего с ней не сделал. В следующий раз он, может быть, тщательно подумает, прежде чем что-либо украсть.
Вашингтон