Так всегда. Все начинается с пустяка. Какой-нибудь Архимед, даже без диплома, придумает простейшую вещь - рычаг всего-навсего, чтобы перевернуть земной шар. А из этого потом вырастает целое министерство "Главподъем-с-поворотом": сотни НИИ и КБ, заводищи, заросли подъемных кранов, бюджетные строки целыми страницами и масса социальных и иных благ. Или папа с сыном Черепановы и друг их Стефенсон придумают забавы ради (покататься хотели) пыхтящую безлошадную телегу, назовут паровозом. А выходит естественная монополия: рельсами всю землю опутали, к тарифам - не подступиться.
Короче говоря, из самой пустяковой идеи практичный человек способен создать целую отрасль народного хозяйства. Со всеми вытекающими последствиями, в том числе благами. Именно этот процесс сейчас и происходит с российскими избирательными комиссиями.
Что такое был избирком на заре своего существования, в идеале скромности и простоты? Составь списки, накрой стол зеленым сукном, раздай бюллетени, потом подсчитай голоса. Но вскоре этот скромный с виду, а на самом деле могучий инструмент взяли в свои административные руки все те, у кого такие руки имеются. В последнее же время пробуждаются новые творческие силы, дремлющие в недрах самих избирательных комиссий и их окрестностях. Простая счетоводческая контора начинает превращаться в самостоятельную отрасль, обрастая собственными, почти государственными структурами и даже общественными организациями.
В Челябинске при областной избирательной комиссии решили создать контрольно-ревизионную службу. Целью новой службы (которая, видимо, будет теперь обозначаться не слишком благозвучной аббревиатурой КРС) объявлен контроль за поступлением и расходованием денежных средств из избирательных фондов кандидатов в депутаты Госдумы, а также изучение достоверности представленных кандидатами сведений о доходах и имуществе. Формированием КРС ознаменовала свое вступление в должность новая руководительница избирательной комиссии Челябинской области Ирина Старостина, избранная на этот пост в начале июля. Ранее она возглавляла государственно-правовое управление областного правительства.
В Саратове подошли к делу развития избирательной отрасли с другого бока. Там приступают к созданию общественной организации по защите прав избирателей. Группа общественников-активистов решила объединиться, сплотить вокруг себя массы и заняться, как теперь выражаются, "отслеживанием" выполнения, а главным образом невыполнения депутатами наказов избирателей. Будут встречаться с электоратом, проводить опросы. Результатом этой масштабной работы должно стать вот что: из всех нынешних депутатов Госдумы, которые могут вновь захотеть туда баллотироваться, равно как из всех остальных претендентов выбрать достойнейших. А остальным порекомендовать совершить джентльменский поступок: отказаться от участия в выборах. Характерно, что еще до проведения опросов появилось такое мнение: коммунистов в списки для рассмотрения не включать. То есть у нарождающейся общественной организации возникает и идеология.
На первый взгляд мы имеем дело с пресловутым "дублированием функций", с "ненужным параллелизмом" и другими проявлениями бюрократического волюнтаризма". Казалось бы, контролем избирательных фондов кандидатов в депутаты Госдумы и изучением достоверности сведений об их доходах и имуществе могли бы заняться давно существующие соответствующие органы: КРУ, ОБЭП и т.д. и т.п. А с благородным делом защиты прав избирателей вполне справились бы многочисленные общества защиты прав потребителей. Какая разница, что мы потребляем - куриные ножки и услуги парикмахера или избирательные права и услуги народных избранников, суть отношений не меняется.
Подобный образ мыслей является глубоким заблуждением и противоречит самой стратегии развития демократии в России. Даже самые компетентные, но посторонние организации могут быть полезны, но никогда не заменят собственных, заботливо подготовленных и подконтрольных. Настоящая отрасль должна иметь все свое. И российская отрасль по производству голосов избирателей формируется именно по этому принципу.
Государственная автоматизированная система (ГАС) "Выборы" уже стала одной из немногих в стране информационных систем, возможности которой далеко не ограничиваются подсчетом голосов, ею могут пользоваться другие ведомства, и вообще это - прообраз системы всеобщего электронного контроля за страной.
В российской избирательной отрасли занято огромное количество людей. Не все, разумеется, работают в ней на постоянной основе. Но, как сообщил на недавнем заседании Центральной избирательной комиссии РФ ее председатель Александр Вешняков, на выборах депутатов Госдумы в декабре с.г. будут действовать около 100 тыс. избирательных комиссий разных уровней, в них будут работать около 1 млн. человек. Огромный штат! Хотя и временный. Но, с другой стороны, подумать только, какое количество потребителей избирательных услуг этот штат обслуживает! Ведь право голоса в России имеют около 100 млн. человек. То есть на каждых сто избирателей по одному обслуживающему. Вполне можно организовать сервис на достойном уровне. Однако не получается пока. Поэтому и приходится создавать общественные организации по защите прав электората, сиречь профсоюзы избирателей.
Отрадную картину бурного развития отрасли по производству - да нет, не голосов избирателей, а гораздо более важного продукта, именно власти - портит одна маленькая подробность. По данным недавнего опроса, проведенного фондом "Общественное мнение", лишь 43% россиян считают, что выборы необходимы. Иначе говоря, более половины потребителей, которым предлагает свои услуги избирательная отрасль, не намерены пользоваться ее услугами. И, если при таких условиях отрасль продолжает развиваться и, видимо, остается прибыльной, остается сделать вывод: рентабельность этой отрасли, возглавляемой федеральным министром электоральных дел Вешняковым, зависит не от потребителей-избирателей, а от главного продукта отрасли - власти.